УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА С ГОРОДООБРАЗУЮЩИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Кузнецов Г.Г., Петровский В.С., Рудаков И.А. (ВГЛТА, г.Воронеж, РФ)

 

В Российской Федерации имеется ряд населенных пунктов с городообразующими предприятиями целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, лесозаготовительной промышленности. Социальное развитие таких городов в основном зависит от роста экономики городообразующих предприятий. Глава администрации управление социальным развитием города осуществляет через структуры образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, транспорта, дорожного строительства, связи, правоохранительных органов и др. Фонды заработной платы структур социальной сферы создаются и реализуются главным образом по  линии госбюджета. По каждой структуре социального развития города необходимы фонды финансовых средств для ремонта зданий, сооружений и для нового строительства. Эти фонды образуются частично из госбюджета (Пг) и частично из средств городообразующего предприятия (Пп), которому требуется своя социальная инфраструктура. Общий фонд социального развития города на очередной год (П0), без фонда заработной платы, состоит из 2х составляющих

                                      П0 = Пг + Пп.

Администрация города и руководство городообразующего предприятия перед утверждением бюджета на очередной год городской думой решают задачи наиболее целесообразного распределения финансовых ресурсов по отдельным социальным структурам для ремонта (Пгр, Ппр), строительства (Пгс, Ппс) зданий, сооружений.

Обычно городообразующее предприятие финансирует не все социальные структуры города, в частности обычно не финансируют правоохранительные структуры. По некоторым социальным структурам городообрзующее предприятие не выделяет средств на новое строительство, но выделяет финансы на неотложный ремонт некоторых зданий и сооружений социального назначения.

Общий фонд социального развития города на очередной год, без фонда зарплаты, (П0) включает в себя четыре составляющих

                               П0 = (Пгр + Ппр) + (Пгс + Ппс).

Перед городской думой стоит задача наилучшего использования годового фонда социального развития горда по всем социальным структурам j; j=1, 2,….n; n – количество социальных структур города. После утверждения годового городского бюджета известны суммы финансовых средств Пгрj, Ппрj, Пгсj, Ппсj. Необходимо лучшим образом использовать эти средства, чтобы получить максимум квадратных метров (и других измерителей) по ремонту и строительству зданий, сооружений (Мр, Мс). В городе имеются приближенные нормативы удельного расхода средств, например на 1 м2 зданий, сооружений по видам социальных структур на ремонт apj, на строительство aсj. Получается система уравнений балансов финансовых ресурсов:

 

,

,

,

,

 

где Мгрj, Мпрj – объемы ремонта зданий, сооружений в м2 соответственно из средств госбюджета и  городообразующего предприятия по j-ой социальной структуре;

Мгсj, Mпсj – объемы нового строительства зданий, сооружений из средств госбюджета и городообразующего предприятия по j-ой социальной структуре.

Исходя из имеющихся на очередной год ресурсов П0гр+ Пгс+  Ппр+ Ппс необходимо максимизировать объемы ремонта и нового строительства Мгрj, Мпрj, Мгсj, Mпсj путем минимизации удельных расходов средств apj, aсj.

Сущность наиболее эффективного управления социальным развитием города и городообразующим предприятием состоит в решении задач минимизации величин apj, aсj путем открытого конкурса подрядчиков для выполнения ремонтных и строительных работ по каждой социальной сфере. Тем самым имеющиеся финансовые ресурсы могут обеспечить выполнение максимальных объемов ремонтных работ и нового строительства во всех социальных сферах города в очередном году.

Для ежегодного решения задач эффективного управления социальным развитием города с городообразующим предприятием необходимо использовать информационные технологии и создавать соответствующую информационную базу.

В информационной базе должны быть необходимые данные по состоянию всех имеющихся объектов социальных структур города, что позволяет более конкретно планировать ремонт и строительство объектов социального назначения.

Использование информационных технологий в планировании и управлении социальной сферой города требует специального программного обеспечения. В состав программного обеспечения естественно должны входить решения оптимизационных задач использования финансовых ресурсов на развитие социальных структур города.