ОСОБЕННОСТИ РОСТА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕРЕВЬЕВ

 В ДРЕВОСТОЯХ СОСНЫ

 

Неруш М.Н. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

На начальном этапе роста и развития древесных растений потребности их в элементах питания удовлетворяется исходя из экологических возможностей лесорастительного участка. В дальнейшем наблюдается дифференциация деревьев в древостое, выражающаяся в появлении различий в значениях дендрометрических показателей отдельных особей при совместном их произрастании.

Для изучения роста и дифференциации деревьев в культурах сосны при разной технологии их создания заложено три пробных площади.  Первая характеризует 11-летний древостой сосны, созданный в лесорастительных условиях – С3 на участке с корчевкой пней широкими полосами (40 м). На полосах проведена обработка почвы плугом ПШ – 1 с образованием микроповышений до 20 см и дренажных борозд. На одном микроповышении один ряд культур, а на следующем (через 3 м) два ряда культур, расстояние между которыми 1,5 м. Расстояние между деревьями в ряду составляет 0,7 м.  Вторая заложена в культурах, созданных на участке с подготовкой почвы бороздами и механизированной посадкой в дно борозды. Расстояние между рядами составляет 2,7 м, а между деревьями в ряду – 0,6 м.  Третья заложена в культурах сосны, созданных на участке подвергшемся корчевки пней широкими полосами с дальнейшей обработкой почвы культиватором КЛБ – 1,7. Посадка проведена лесопосадочной машиной СЛ – 2А с размещением деревьев 2,5 х 0,6 м.

С учетом различий по диаметру деревья были распределены по классам роста и развития. Деревья с отклонением диаметра от среднеарифметического значения в пределах одной сигмы (среднеквадратического отклонения) отнесены к III классу. Деревья с отклонением по диаметру в пределах второй сигмы относились ко II и IV классу, а деревья с отклонением по диаметру более двух сигм, но в пределах третьей сигмы – к I и V классу. Полученные данные приведены в табл.1.

 

Таблица 1 – Распределение деревьев по классам роста и развития

Номер пробной площади

Количество деревьев по классам роста и развития

 (числитель-шт/га, знаменатель-%)

II

III

IV

V

Итого

1

392

6,3

4052

65,0

1264

20,3

523

8,4

6231

100

2

1684

25,0

3956

58,7

1094

16,3

-

 

6734

100

3

1304

20,7

3685

58,6

1304

20,7

-

6293

100

     

Анализ данных показывает, что в молодом возрасте при благоприятных условиях деревья слабо дифференцированы по росту и развитию. Исследование динамики текущего прироста деревьев по высоте с учетом различия их по классам роста и развития (рис.1) позволяет отметить, что деревья II и III класса уже в первое десятилетие интенсивно растут в высоту. Первый период максимального прироста деревьев в высоту наблюдается на пр. пл.1 в 7-9 лет, на пр. пл.2 в 9-11 лет и на пр. пл.3 в 5-9 лет. При благоприятных условиях произрастания деревья незначительно различаются по величине прироста в высоту.


а)

б)

в)

Условные обозначения:  - II класс  - III класс  - IV класс  - V класс

Рисунок 1- Динамика текущего прироста по высоте деревьев сосны различных классов роста и развития. а) п.п. №1, б) п.п. №2, в) п.п. №3

 

Рисунок 2- Рост деревьев сосны различных классов роста и развития в высоту:

а) II класса; б)III класса; в) IV класса; г) V класса; д) средних деревьев

 

Изучение влияния технологии создания культур сосны (рис.2) на их рост в высоту показывает, что в насаждении, созданном посадкой сеянцев в дно борозды деревья всех классов роста и развития отстают в росте от деревьев в древостоях, формируемых на микроповышениях. При сопоставлении данных, характеризующих рост и дифференциацию деревьев в древостоях, можно установить экологический оптимум, обеспечивающий формирование высокопродуктивных насаждений. Для этого необходимо управлять ростам древостоев на протяжении всего периода их выращивания.