ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

Милькова М.С. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

The methodical aspect of application of Internet resources and services in educational process is considered in this paper.

 

В данной статье рассматривается методический аспект применения ресурсов и услуг Интернета в образовательном процессе.

 

Все большее число людей осознает значимость Интернета в нашей жизни, в том числе в системе образования, и не в последнюю очередь при изучении иностранных языков. Интер­нет обладает колоссальными информа­ционными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, какими бы свой­ствами ни обладало то или иное средст­во обучения, информационно-предмет­ная среда, первичны дидактические зада­чи, особенности познавательной деятель­ности учащихся, обусловленные определен­ными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресур­сами — средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует опре­делиться, для решения каких дидакти­ческих задач в практике обучения ино­странным языкам могут оказать­ся полезными ресурсы и услуги, кото­рые предоставляет всемирная сеть.

Интернет создает уникальную возмож­ность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т. е. он со­здает естественную языковую среду.

Основная цель — формирование комму­никативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Ком­муникативная компетенция в современ­ном ее понимании предусматривает фор­мирование способности к межкультур­ному взаимодействию.

В наше время именно эта цель явля­ется и наиболее востребованной любы­ми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, поль­зование всемирной сетью Интернет ста­новится все более необходимым усло­вием получения и передачи информа­ции по любой специальности. Образованный человек, который только и мо­жет быть востребован в условиях стре­мительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Совре­менные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточ­но свободное владение не только ком­пьютерными технологиями, но и иностранным языком. Путь к успеху во многих областях — доступ к информа­ции и умение работать с ней, разумеет­ся, не только на родном языке. Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то также, преж­де всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

— для включения материалов сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);

— для самостоятельного поиска ин­формации учащимися в рамках работы над проектом;

— для самостоятельного изучения, ликвидации пробелов в зна­ниях, умениях, навыках.

В неязыковом вузе также можно использовать возможности сети Интернет на уроке иностранного языка. Остальное должны решить технологии обучения. Перечислим эти возможнос­ти:

— преподаватель может до урока в медиатеке вуза, если такая имеется,  или со своего домашнего ком­пьютера подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по специализации, изучаемой студентами;

— провести в группах обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем ор­ганизовать общую дискуссию всей группы;

— использовать материал, содержащий страноведческий аспект изучаемого языка, получен­ный в виртуальных библиотеках;

— использовать материалы электрон­ных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого харак­тера.

Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпы­ваются. Таким образом, используя информа­ционные ресурсы сети Интернет, мож­но, интегрируя их в учебный процесс, более эффектив­но решать целый ряд дидактических за­дач на уроке:

— формировать навыки и умения чте­ния, непосредственно используя мате­риалы сети разной степени сложности;

— совершенствовать умения моноло­гического и диалогического высказыва­ния на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

— пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, специализированной лекси­кой.

— знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя рече­вой этикет, особенности речевого пове­дения различных народов в условиях общения, особенности культуры, тради­ций страны изучаемого языка;

Особенно интересно использовать ма­териалы Интернета при работе над про­ектом. Преподаватель может поискать различ­ную, подчас даже противоречивую ин­формацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени об­суждению, исследованию. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, преподаватель может поставить зада­чу — отобрать подходящую для обсуж­даемой проблемы информацию, согла­ситься с ней, принять к сведению в ра­боте над проектом, либо, напротив, ос­порить ее, разумеется, аргументирован­ие, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, мож­но предложить соответствующий мате­риал по проблеме обсуждения. Его мо­жет подбирать преподаватель с помощью не­которых студентов, достаточно грамот­ных пользователей сети, либо вообще передать в качестве задания студентам, но, разумеется, определив сфе­ру поиска.

В вузах, где информационные техноло­гии вошли в повседневную практику, где есть свой сайт, можно создать специальный учебный сайт, содержащий готовые материалы по грамматике и лексике, специализированные тексты для чтения, ссылки на сайты, содержащие необходимые ресурсы по изучаемой теме, тесты, контрольные работы, график сдачи материала.

Некоторые вузы создают Интранет, внутреннюю сеть образовательного учреж­дения. Это система управления всем учебно-образовательным процессом вуза. Много раз говорилось, что работа с информацией - одна из главных задач обу­чения иностранным языкам. Все ли учебники предоставляют до­статочное количество таких текстов, кото­рые бы могли заинтересовать учащихся сво­ей актуальностью, сиюминутной значимос­тью и предоставить достаточное количество практики? Кроме того, при работе над про­ектом всегда требуется дополнительная ин­формация. Причем эту информацию необ­ходимо быстро просмотреть и решить, нуж­на она или нет для решения рассматривае­мой в данном проекте проблемы. Это про­смотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения становятся подчас приоритетными при работе с ресурсами Интернета.

В последние годы в отечественной мето­дике все больше внимания уделяется про­блемной направленности обучения (Кова­левская Е.В., Полат Е.С., Виноградова О.С.). Решение же этой задачи, имеющей общеоб­разовательное значение, предусматривает организацию всего учебного процесса на проблемной основе. Специфика предмета «иностранный язык», кроме всего прочего, заключается также и в том, что обучают не основам наук, а речевой деятельности, предметом же речевой деятельности являет­ся мысль. Поэтому основными видами дея­тельности при обучении иностранному язы­ку должны быть такие виды, которые бы бы­ли направлены на стимулирование самосто­ятельного мышления обучающихся, рассужде­ний, аргументирования собственной точки зрения на ту или иную проблему. Другими словами, проблема, проблемная ситуация да­ет возможность переключить внимание учащихся с формы высказывания на содер­жание, что, собственно, и определяет комму­никативную направленность обучения. От­сюда основными видами деятельности на за­нятиях должны быть не столько выполнение трансформационных упражнений, сколько дискуссии, беседы, ролевые игры проблем­ной направленности, проектная деятель­ность, т.е. те виды деятельности, которые по­буждают учащихся к самостоятельности.

При этом Интернет может и в этом слу­чае оказать чрезвычайно полезную услугу. Современные мультимедийные персональ­ные компьютеры обладают поистине уни­кальными возможностями для обучения иностранным языкам, уникальными, но не беспредельными. Мультимедиа, как мы зна­ем, может передавать звук, изображение, текст по местным, региональным и глобаль­ным сетям. Причем изображение может пе­редаваться как в статике, так и в динамике, при этом используется интерактивный ре­жим. Цифровая память CD-ROM дисков обладает колоссальной емкостью. Они мо­гут содержать целые энциклопедии. Все это дает возможность создать уникальную ин­тегрированную информационно-образова­тельную среду для изучения иностранных языков, которая позволяет использовать ог­ромные информационные ресурсы, как сети, так и компакт-дисков. Количество разнооб­разных информационных ресурсов в сети, которые можно использовать при изучении иностранных языков, огромно. Возникает серьезная проблема отбора нужного мате­риала. Следует сказать о целесообразности со­здания на сайте своего образовательного уч­реждения электронного каталога полезных ссылок с аннотациями. В этот же каталог можно поместить ссылки и на другие учеб­ные и информационные материалы, находя­щиеся в библиотеке или медиатеке учреж­дения, которыми студенты и преподаватели могут воспользоваться при индивидуальной рабо­те, в том числе и при работе над проектом.

Следует обратить внимание на существующие проблемы использования
Интернет-ресурсов.                     

Первая и, пожалуй, самая главная - это проблема информомании, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета, столь доступными, казалось бы, вез соответствующей тщательной методи­ческой проработки. Ведь, в самом деле, нет разницы, откуда взят тот или иной текст, если на уроке под руководством преподавателя учащимся предлагается читать его и переводить, вы­полнять упражнения по заполнению пропу­сков и т.д., т.е., если ис­пользуются все те же традиционные виды деятельности. В этом случае источник ин­формации не столь важен. Работа с Интер­нет-ресурсами требует тщательного отбора преподавателем ма­териалов, предварительной их проработки и, конечно, современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно-ориентированного подхода и, соответ­ственно, проблемной направленности всего процесса обучения.

Вторая проблема работы с информацион­ными ресурсами Интернета связана с техно­кратическим подходом, т.е. увлечением ис­пользованием информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике. Занятие должно быть посвящено в очном обучении устной практике. Именно этой практики, как уже говорилось, не хва­тает при работе с ресурсами и услугами Ин­тернета. На занятии нужно организовать обсуждение полученной информации, рассуждение о путях решения тех или иных проблем, отработку соответствующих навы­ков и умений, т.е. использовать те виды деятельности, для организации и про­ведения которых необходим опытный глаз преподавателя. Творчески рабо­тающий преподаватель может разумно и органич­но вписать уникальную информацию сети в учебный процесс.

Третья проблема связана с культурой коммуникации в сети. Это серьезная проблема, предусматривающая необходимость формирования толерантно­сти к чужому мнению, культуре, обычаям, уважение своего партнера, овладение рече­вым этикетом.

Проблем, конечно, много. Сейчас осваиваются новые технологии, новые методы в рамках нового для нас подхода - личностно-ориентированного. Нужно дви­гаться не спеша, рассудительно, не забывая накопленные ранее достижения, но все-та­ки двигаться вперед, так как мы все на пути в информационное общество.

Литература

1.    Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., 2001.

2.    Комарова Э.П., Спиридова Э.В. Активизация деятельности студентов в процессе самостоятельного понимания неизученных слов при чтении в условиях неязыкового вуза  // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в вузе. – Воронеж, 1999.

3.    Маслыко Е.А. Проблемы организации компьютерного обучения иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам. – Минск, 2000.

4.    Матюшкин А.М. Некоторые проблемы психологии мышления. – М., 1996.

5.    Носенко Э.Л. Компьютер в обучении иностранным языкам в вузе. – М., 1998.

6.    Сердюков П.И. Компьютер в обучении иностранным языкам «взгляд в будущее» // Иностранные языки в школе. – 2001

7.    Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. – М., 2000.

8.    Полат Е.С. Кабинет иностранного языка. М – 2001.

9.    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2-3.