Экономико-экологическая реструктуризация управления горнопромышленным предприятием: организационный аспект

 

Economic-ecological restructuring of management of mining enterprises: organization aspect

 

Алиева Т.Е. (ИЭП КНЦ РАН, Апатиты, РФ)

Alieva T.E. (The G.P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Center of RAS)

 

В статье предложены организационные изменения в управлении горнопромышленным предприятием с целью адаптации к резко изменяющимся условиям внешней среды.

Organizational changes in the management of a mining enterprise to adapt to rapidly changing conditions of external environmental are proposed in the article.

 

Ключевые слова: реструктуризация управления, горнопромышленное предприятие

Keywords: restructuring of management, a mining enterprise

 

Горнопромышленные предприятия относятся к «экологически опасным предприятиям», которые вносят наибольший вклад в ухудшение экологической обстановки в регионах своего расположения. В настоящее время подсистема экологического управления на горнопромышленном предприятии включена в состав производственной подсистемы, недостаточно обеспечена ресурсами, не интегрирована с системой управления охраной труда и промышленной безопасностью, слабо связана с системой менеджмента качества. Вклад экологического управления в снижение экологических издержек производства и в повышение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия недооценен.

Интеграция экологического управления в общую систему управления, изменение финансово-экономической политики предприятия, соблюдение требований экологического законодательства становятся неотъемлемыми условиями эффективности экономико-экологической деятельности и повышения конкурентоспособности горнопромышленных предприятий.

Действующий механизм экологического нормирования и экономического стимулирования экологизации производства является неэффективным. Поэтому современная реформа государственного управления охраной окружающей среды (ООС), направлена, прежде всего, на изменение системы нормирования и обеспечение экономических стимулов для перехода экологически опасных предприятий на наилучшие доступные технологии (НДТ). Наиболее кардинальным законопроектом проводимой реформы является проект Федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» [2], который уже прошел первое чтение в Государственной Думе РФ в октябре 2011 г. Законопроект предусматривает формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, т.е. установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной деятельности, позволяющих снизить негативные воздействия до уровней, которые соответствуют наилучшим экологически безопасным технологиям, и введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, для тех, кто будет осуществлять мероприятия по снижению негативного воздействия и применять наилучшие доступные технологии (НДТ).

Прежде всего, новая система нормирования и платежей за загрязнение окружающей среды затронет горнопромышленные и горно-металлургические компании, которые входят в число экологически опасных предприятий.

В результате проведенного анализа реформирование системы государственного управления в сфере ООС сделан вывод о необходимости дополнения и усложнения существующих, а также введения 11 новых функций подсистемы экологического управления на горнопромышленном предприятии [1].

Появление новых функций подсистемы экологического управления обусловливает проведение организационных изменений в управлении горнопромышленным предприятием и установление новых функциональных взаимодействий, т.е. экономико-экологическую реструктуризацию управления предприятием. Экономико-экологическая реструктуризация управления горнопромышленным предприятием будет иметь долгосрочный характер, поэтому ее можно отнести к стратегическому виду реструктуризации. Стратегические цели и основные задачи целевых подсистем по проведению экономико-экологической реструктуризации управления горнопромышленным предприятием представлены на рисунке.

Изменения в организационной структуре управления горнопромышленным предприятием в связи с необходимостью осуществления новых функций требуют введения следующих должностей:

1) руководитель функционального подразделения по экологическому управлению, равный по рангу заместителю генерального директора. Выведение экологической подсистемы на уровень основных функциональных подсистем позволит осуществлять горизонтальное взаимодействие с функциональными подразделениями и усилить контроль за соблюдением эколого-экономических параметров функционирования горнопромышленного предприятия;

2) специалист по НДТ, возглавляющий группу специалистов по разработке программы внедрения НДТ (мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению объекта);

3) эколог-технолог – специалист, основными обязанностями которого являются: создание реестра НДТ, которые относятся к основному производственному процессу и оборудованию, используемому на предприятии; своевременная корректировка реестра НДТ; расчет технологических параметров основного оборудования, контроль за соблюдением технологических нормативов;

4) специалист по управлению экологическими издержками – основная функция – расчет и анализ эколого-экономических рисков и экологических издержек с оценкой воздействия на экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

5) специалист по автоматизированным системам управления – создание на предприятии информационно-аналитической системы эколого-экономической информации, распространяемой на всех уровнях управления и поддержание ее в рабочем режиме;

6) специалист в области экологического маркетинга, основные функции: исследования экологически ориентированного рынка; создание системы организации продаж экологически чистой продукции, включая меры по сбору, анализу и распространению информации; разработка принципов организации рекламы; организация системы экологически ориентированных каналов движения новой, соответствующей природоохранным и экологическим требованиям, продукции;

7) менеджер по закупке оборудования – основные обязанности: поиск и закупка технологий, оборудования, сырья и материалов, отвечающих требованиям НДТ и экологических стандартов;

8) эколог-аналитик – анализ эколого-экономической деятельности предприятия и подготовка документов на базе созданной информационно-аналитической системы эколого-экономической информации.

В качестве инструмента проведения экономико-экологической реструктуризации производственного экологического управления на горнопромышленном предприятии целесообразно использовать систему экологического менеджмента и ее внедрение в общую систему управления предприятием.

Предлагаемые организационные изменения позволят горнопромышленным предприятиям провести эффективную экономико-экологическую реструктуризацию управления в направлении интеграции экологической подсистемы в общую систему управления предприятием.

 

Список использованных источников

1. Алиева, Т.Е. Экономические факторы реструктуризации управления горнопромышленным предприятием / Т.Е. Алиева // European Social Science Journal. – 2011. - № 13. – С. 413-420.

2. Проект Федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 07.10.2011 г., Постановление № 5949-5 ГД) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://client.consultant.ru/ (20.10.2011 г.).

 

Рисунок – Стратегические цели и основные задачи целевых подсистем по проведению экономико-экологической реструктуризации управления предприятием