ВЫБОР НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

 

THE CHOICE OF AN ACTIVE STRATEGY AS A WAY TO IMPROVE THE INNOVATION SECTOR (BY EXAMPLE OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY)

 

Анисимова Е.А. (НИУ МЭИ, г.Москва, РФ)

Anisimova E.A. (National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow, RF)

 

Рассмотрены вопросы стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли. Необходимость инновационного реформирования определяется рядом причин, в том числе высокими темпами роста затрат на лекарственную помощь. Самыми эффективными мерами по созданию благоприятных условий для развития отечественной фарминдустрии является поддержка инновационных решений и использование наступательной стратегии развития.

Issues of innovative development strategy in pharmaceutical industry are considered. Need of innovative reforming is defined by a variety of reasons, including high growth rates of medicinal help expenses. The most effective measures on creating a favorable environment of a domestic pharmaceutical industry development is the support of innovative decisions and use of active development strategy.

 

Ключевые слова: стратегия, инновации, фармацевтическая промышленность.

Keywords: strategy, innovations, pharmaceutical industry.

 

В настоящее время в экономике РФ, в частности в фармакологии, назрела  необходимость перехода на инновационный путь развития. Это обусловлено рядом накопившихся проблем, в том числе тем, что наша фармацевтическая промышленность отстает по выпуску конкурентоспособной импортозамещающей продукции, а также отсутствием стимулов в части разработки и производства инновационных лекарственных препаратов.

Можно выделить три типа стратегических решений:

1. Наступательные инновационные стратегии – характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

2. Оборонительные инновационные стратегии – направлены на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках.

3. Имитационные инновационные стратегии - при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.

Одной из самых эффективных стратегий инновационного развития фармацевтической отрасли является наступательная стратегия. Рассматривая именно российские фирмы по производству лекарственных препаратов и инновации  фармарынка можно оценить развитие отрасли в целом.

Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. Потенциал его роста является весьма значительным. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в три раза и достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.[1]

Особенность российского рынка заключается в «китайской модели» копирования иностранных препаратов -  «брендированных» дженериков (лекарственных средств, у которых действующее вещество (субстанция) вышло из-под патентной защиты, но активно продвигается торговое наименование). В результате  потребитель переплачивает за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших,  осуществляя выбор под действием рекламы. Сложная система прохождения испытания новых лекарств вынуждает фармпроизводителей вкладывать средства в маркетинг и продажи готовых или слегка видоизменённых препаратов, а не в разработку новых и более эффективных.

Российская фармацевтическая отрасль, проигрывая в валовой доходности, тем не менее, в среднем на 68% обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях; в госпитальном секторе этот показатель достигает 72%. При этом основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1-2% от своей выручки. Для сравнения, фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют 10-15%, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счёт инновационных препаратов.[2]

Переход на инновационный путь развития требует частно- государственного партнёрства. Оно заключается на начальном этапе в софинансировании исследований, разработок инновационного цикла за счёт федерального бюджета, а в дальнейшем за счёт собственных средств предприятий. Также государство должно взять на себя обязанности создания и модернизации инфраструктуры, обеспечивающей выполнение поставленных задач, развития системы непрерывного образования, снижение рисков, создание комфортного для жизни людей общества.

17 февраля 2011 года Правительством Российской Федерации было принято постановление №91  «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В нём были представлены основные задачи, мероприятия инновационной стратегии, сроки ее реализации, объёмы и источники финансирования, а так же ожидаемые конечные результаты.

Инновационная модель развития отрасли возможна при условии, что государство возьмёт на себя основную нагрузку по запуску инновационного цикла в отрасли с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счёт средств индустрии. Залогом успеха реализации данной модели является:

·        решение кадрового вопроса;

·        создание рынка инновационных проектов (слоя малых инновационных предприятий между наукой и производством);

·        масштабный рост государственных и частных инвестиций в ориентированные на импортозамещение НИР и НИОКР;

·        масштабная технологическая модернизация и развитие производства в соответствии с международными стандартами;

·        возрастание инновационной активности индустрии;

·        использование зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала путём привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку лекарственных средств.[2]

 

Список использованных источников

1.      Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 №91  «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

2.      Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 №965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».