ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 

THE FEATURES OF THE TAX ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

 

Барашков О.А., Шарыгина Е.Р. (МГУ, г. Саранск, РФ)

Barashkov O.A., Sharygina E.R. (Mordovian State University, Saransk, Russian Federation)

 

Рассмотрены вопросы налогового администрирования в регионе, его характерные особенности и имеющие место проблемы. Проанализирована динамика выездных и камеральных проверок, выявлены причины и факторы, определяющие уровень  их результативности и эффективности.

The issues under consideration are the tax administration in the region, its features and problems. The field and in-office audit’s frequency were analyzed, the reasons of its efficiency and the factors defining level of their productivity and efficiency were established.

 

Ключевые слова: налоговое администрирование, выездная проверка, камеральная проверка.

Кeywords:   tax administration, field audit, in-office audit

 

Налоговое администрирование следует рассматривать как органическую часть управления налоговой системой. «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

В Российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия налогового администрирования. Однако анализ правовых актов на эту тему позволяет определить налоговое администрирование как систему мероприятий по налоговому контролю и применению мер налоговой ответственности.

Объектом налогового администрирования, главным образом, является деятельность крупнейших хозяйствующих субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование доходной части федерального бюджета[1].

Деятельность государственных органов управления, направленная на реализацию регулирующих возможностей налогов, — это управление налоговыми отношениями в части, осуществляемой другими органами управления и власти (Минфин, МЭРТ РФ и др. заинтересованными и уполномоченными управленческими ведомствами). В частности, поправки в ч. I НК РФ перераспределили полномочия МФ РФ и ФНС России в налоговой сфере, передав все правоустанавливающие функции первому, а правоприменительные — второй. Деятельность иных управленческих органов исполнительной власти относится к налоговому администрированию лишь в узком (контрольном) сегменте.

Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.

Налоговое администрирование базируется на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одними из показателей эффективности налогового администрирования являются минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, объем доначислений в бюджет в ходе выездных и камеральных проверок.

Динамика эффективности выездных и камеральных проверок представлена в Таблице 1.[3]

 

 Таблица 1 – Эффективность контрольной работы в Республике Мордовия

 

Год

Выездные проверки

Сумма доначисленных платежей, в расчете на 1 проверку, руб.

Камеральные проверки

Сумма доначисленных платежей, в расчете на 1 проверку, руб.

Всего доначислено, млн руб.

2007

581

854000

207993

21800

683,5

2008

487

107500

257675

139400

2561,4

2009

450

3229900

263953

67900

1434,2

2010

422

2142300

205515

1400

1181,8

2011

327

2349400

127451

1800

998,4

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что число выездных проверок с каждым годом уменьшается, в 2011 г. их стало на 44% меньше, чем в 2006. Причины подобной динамики заключаются в необходимости, по мнению ФНС, усилить роль КНП (камеральная налоговая проверка) в процессе осуществления налогового контроля с тем, чтобы в перспективе сделать их основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена следующим:

1. КНП является наименее трудоемкой формой налогового контроля, имеются возможности ее автоматизации;

2. данными проверками охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездными - около 20 % налогоплательщиков.

В поддержку этой идеи осуществляется совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок. Для этого во всех инспекциях республики внедряется автоматизированный контроль деклараций, что упрощает их анализ и повышает эффективность работы.

Возвращаясь к выездным проверкам, чье значение нельзя упускать, можно увидеть, что их эффективность, несмотря на снижение количества, растет. Это связано с грамотными действиями налоговых инспекторов и администрации. Поступления, увеличившиеся от данных мероприятий, возросли в связи с правильным выбором организаций для проведения проверок.

Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля – переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Внедрение  новых программных продуктов позволит  в автоматическом режиме оценивать финансовую деятельность организации, проводить углубленный анализ основных показателей и сравнительный анализ налогоплательщиков по отраслевому признаку (среди однотипных групп налогоплательщиков), наблюдать динамику финансового состояния конкретного предприятия и строить прогноз на ближайший период. Однако на данный момент, в Республике Мордовия по-прежнему применяется концепция, включающая «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007».

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок данная концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений. Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства[4].

Основной характеристикой контрольной работы является отношение дополнительно начисленных платежей по результатам проверки к общей сумме начисленных средств.

 

Таблица 2 – Начисления по результатам контрольной работы.

 

2010

2011

Всего начислено по результатам контрольной работы, млн руб.

1380,7

1200

Итого с учетом доначисленных платежей, млн руб.

1387,1

1200,3

 

По Республике Мордовия общий объем поступлений в бюджет не так велик, как в других регионах, входящих в Приволжский федеральный округ, это связано в первую очередь с небольшим размером нашей республики, ее сельскохозяйственной направленностью. Однако соотношение, о котором говорилось выше, высокое, т.к. в нашем регионе грамотно проводится контрольная работа. Высокопрофессионально сотрудники инспекций подходят к выбору налогоплательщиков для проведения проверок, следят за их регулярностью и отслеживают ошибки и нарушения еще на стадиях камеральных проверок.

В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Задолженность перед бюджетом стабильно снижалась, а эффективность взыскания возросла почти вдвое. Это обусловлено не только добросовестной работой налоговых органов, но и изменениями в законодательстве:

-     в главе 9 НК РФ уточнен перечень оснований предоставления отсрочек/рассрочек, исчерпывающим образом определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком одновременно с заявлением об изменении срока уплаты налога

-     ст. 59 НК РФ установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Критерии признания задолженности безнадежной, установленные кодексом, юридические.

-     изменения срока уплаты налога в отношении налогоплательщиков, финансовое положение которых не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка;

-     закрепления сроков и последовательности действий в процедурах взыскания, в том числе с учетом особенностей категорий налогоплательщиков.[2]

Таким образом, эффективное налоговое администрирование невозможно без рационального использования материальных, трудовых и инновационных ресурсов, которыми в полной мере располагают налоговые органы республики. Наиболее значимыми проблемами, которые требуют безотлагательного решения, являются: отсутствие единых нормативов, характеризующих эффективность работы налоговых органов регионального и территориального уровней; недостаточный уровень применения информационных технологий на конкретных рабочих местах налоговых инспекторов; ведомственные барьеры в получении достоверной информации, наличие несоответствий в программном обеспечении различных государственных ведомств.

 

Список использованных источников

1.  Тишина, Е.А. Налоговое администрирование: итоги и перспективы/ Е.А. Тишина // Российский налоговый курьер. – 2008. -№7. –С.16–20.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2 с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс»

3.  Аналитическая записка о ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы Республики Мордовия за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годы.

4.  Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

5.  Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы - http://www.nalog.ru/

6.  Журнал «Бюджет» - http://bujet.ru/magazine/about.php