ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

INFORMATION SUPPORT OF STRATEGIC MANAGEMENT BY INDUSTRIAL ORGANIZATION

Ефремова Л.И. (МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, РФ)

Efremova L.I. (The Mordovian State University named after N.P. Ogaryev, Saransk, Russia)

 

Рассмотрен процесс формирования информационного обеспечения стратегического управления промышленным предприятием.

Article describes formation of information support for strategic management of the industrial enterprise.

 

Ключевые слова: стратегическое управление, информационное обеспечение, информационная система, информационный поток, база данных

Keywords: Strategic management, information support, information system, information highway, database

 

Современные экономические условия, в которых развиваются и функционируют российские промышленные предприятия, характеризуются значительной степенью интернационализации рынков, высочайшей интенсивностью конкуренции и нестабильностью внешней среды. Адаптация к динамичным изменениям рынка и выбор оптимальной стратегии развития становятся центральной проблемой деятельности промышленных предприятий. Сканирование, мониторинг и оценка информации о внутренней и внешней среде предприятия, возможностях, предоставляемых рынком, его угрозах являются основой для принятия стратегических решений и в управлении всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Это приводит к необходимости внедрения полноценной системы стратегического управления промышленными предприятиями. В такой ситуации информационное обеспечение играет роль основополагающей подсистемы управления.

Формирование информационной базы для принятия стратегических решений в системе управления промышленным предприятием необходимо начать с анализа двух взаимодействующих составляющих – внешней и внутренней информационной среды предприятия. При этом следует учитывать особенности системы управления предприятием, которые состоят в том, что исходящие информационные потоки внешнего информационного пространства направлены, прежде всего, не только на предприятия, а в глобальное информационное пространство, включающее множество источников и приемников информации, где каждое предприятие должно самостоятельно выбирать и приобретать необходимые информационные продукты.

Внешняя информационная среда проявляет себя через воздействующие элементы, в частности, внешние автоматизированные базы и банки данных, правовые институты, финансовые организации, источники трудовых ресурсов.

Внутренняя информационная среда предприятия характеризуется информационными процессами, под которыми понимаются процессы сбора, накопления, хранения, актуализации, обработки, поиска, распространения и приема информации, также предполагается их материальное, организационное, кадровое и финансовое обеспечение.

Формирование информационного обеспечения стратегического управления промышленным предприятием должно осуществляться на основе системного подхода, который позволяет упорядочить и координировать работы по сбору, обработке, хранению и передаче пользователю информации, используя при этом индивидуальные ее свойства, выражающиеся и в многократности использования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Информационное обеспечение стратегического управления предприятием

 

В предлагаемой системе на входе поступает информация, характеризующая состояние внешней и внутренней среды предприятия. В рамках первого этапа входящая информация проходит оценку значимости сначала на рациональность и ценность, а, далее на необходимый и достаточный объем, затем – на требуемое качество. Поступившая информация подвергается соответствующим оценкам, хранится, непрерывно обновляется, накапливается до необходимого объема в рамках информационной базы, основу которой составляют информационные массивы, включающие в себя учетные и внеучетные виды информации.

После осуществления систематизации значимой информации она формируется в соответствии принятым на предприятии целям управления.

После формирования массива информации осуществляется ее отбор, в процессе которого внеучетные и учетные данные подлежат интегрированию и корректировке, приводятся к сопоставимым измерителям, находящимся в специально созданных информационных ячейках.

В результате корректировки данных появляется возможность получения реальных показателей. Далее проводится отбор необходимой информации, она обрабатывается и передается для анализа в виде системы показателей и параметров деятельности. Она служит основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения и представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения организационно-экономических, производственных, технологических задач, определяет при этом содержание управленческих документов и массивов.

Дальнейшая автоматизированная обработка информации позволяет составлять различные сводки, таблицы, ведомости, где она сгруппирована по каким-либо реквизитам. Для выполнения группировок появляется необходимость кодирования этих группировочных реквизитов-признаков условными обозначениями, для чего используются системы классификации и кодирования. Они позволяют представить информацию в форме, удобной для восприятия машиной. Основная цель кодирования состоит в однозначном обозначении объектов, а также в обеспечении необходимой достоверности кодируемой информации. С помощью кодирования обеспечивается выполнение основных функций, связанных с обработкой экономической информации: минимизация объема информации при вводе ее в вычислительную систему и передаче по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым признакам; разработка сводных экономических отчетов по различным признакам; декодирование при переходе от кодирования к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов. Результатом обработки является создание унифицированной системы управленческой документации, которая включает комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления (процесс унификации).

На третьем, аналитическом этапе, унифицированная система управленческой документации подвергается комплексному анализу, в рамках которого целесообразно выделить: 1) семантический (предполагает оценку и анализ ее содержательной стороны и методологий построения); 2) прагматический (анализ качества информационного обеспечения); 3) экономический (анализ с позиций затрат, связанных с построением информационных массивов); 4) синтаксический (структурный анализ – выявление закономерностей постепенного агрегирования, усреднения информации и образования документов).

Для функционирования информационного обеспечения стратегического управления промышленным предприятием создаются банки и базы данных и знаний. Банк данных – комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, специальные языки, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопления информации, поступающей от нескольких источников, ее обновление, корректировку и многоаспектное использование в интересах управления, а также прямую связь с пользователем для получения ответов на произвольные, в том числе незапланированные запросы [1].

База данных является хранилищем специально организованных и логически связанных данных при наличии такой минимальной избыточности, которая допускает их использование для одного или нескольких приложений [4]. Она состоит из самих данных и их описания. Между данными, находящимися в базе, поддерживаются установленные связи. Для эффективного функционирования информационной системы стратегического управления предприятием базу данных целесообразно дополнять хранилищем данных, которое является специальной базой, предназначенной для накопления временных рядов тех параметров, которые непосредственно используются для принятия решений [2].

База знаний содержит информацию о накопленном опыте специалистов по управлению, используется при подготовке управленческих решений и является необходимым компонентом экспертных систем, обеспечивающих выработку вариантов решений в автоматизированном режиме [3].

Заключительным этапом формирования информационного обеспечения является представление результатов анализа собранной информации. Данная информация может быть охарактеризована как консолидированная. При получении доступа к консолидированной информации у управленцев появляется возможность прогнозирования развития ситуации во внешней и внутренней среде организации, а, следовательно, и влияния на эти процессы, что, в свою очередь, позволяет комплексно осуществлять системное управление предприятием, принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечивая реализацию конкурентных преимуществ.

 

Список использованных источников

1.    Григорьев, Ю. А. Банки данных [Текст] / Ю.А. Григорьев, Г.И. Ревунков. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 320 с.

2.    Ефремова, Л.И. Информационно-аналитическое обеспечение менеджмента предприятия [Текст] / Л.И. Ефремова, Л.И. Зинина // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 8. – С. 87 – 93.

3.    Мартьянова, А.В. Базы данных и знаний [Текст] / А.В. Мартьянова. – АГТУ, 2009. – 291 с.

4.    Советов, Б.Я. Базы данных. Теория и практика : учебник [Текст] / Б.Я. Сове­тов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовский –2-е изд. – М.: Высш. шк., 2007.– 463 с.