ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»)[1]

 

Семенов В.Л., Александрова Е.А. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

Semenov V.L., Alexandrova E.A. (Chuvash State University)

 

Дана оценка конкурентоспособности продукции одного из промышленных предприятий Чувашской Республики

The estimation of the competitiveness of products of one of the industrial enterprises of the Chuvash Republic

 

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, продукция, предприятие

Key words: quality, competitiveness, products, the company

 

Конкурентоспособность продукции – понятие многоаспектное, означающее соответствие продукции условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям организации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама, уровень затрат потребителя во время эксплуатации) [1]. Если говорить о конкурентоспособности промышленной продукции, то этот показатель является решающим в современных условиях необходимости отхода от сырьевой зависимости и развития реального производственного сектора. В области машиностроения вопрос конкурентоспособности продукции стоит гораздо острее в связи с вступлением РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Субъектом исследования выступило ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» (далее – ОАО «ЧАЗ»), занимающееся изготовлением продукции для автомобилестроения, тракторостроения, экскаваторостроения, промышленной, сельскохозяйственной техники, товаров народного потребления, комплектующих и запасных частей для железнодорожной отрасли, а объектом – звено гусеницы 50-22-7/8, входящее с состав ходовой системы тракторов и бульдозеров Т-130, Т-170.

ОАО «ЧАЗ» в целях поддержания и улучшения конкурентоспособности собственной продукции и самого предприятия в целом планирует проведение мероприятий по модернизации оборудования, внедрение прогрессивных методов управления производством, расширение ассортимента и повышение качества предлагаемой продукции.

Факторы конкурентоспособности предприятия с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) описаны в табл. 1 [2].

 

Таблица 1 - Факторы конкурентоспособности ОАО «ЧАЗ»

Факторы конкурентоспособности предприятия

Степень влияния на конкурентоспособность продукции

Положительный имидж (в т.ч. PR, реклама)

Высокая. Потребитель доверяет узнаваемой марке.

Квалификация персонала

Достаточная. Потребитель при заказе и приобретении продукции сталкивается непосредственно с сотрудниками предприятия, квалификация которых определяет желание потребителя дальнейшего сотрудничества с предприятием, а соответственно и приобретения продукции.

Качество продукции

Качество и цена продукции являются одними из основных критериев при выборе продукции. Соотношение цена/качество определяет группы потребителей, на которые ориентируется предприятие при сбыте продукции.

Цена продукции

Инновации

Высокая. Внесение новшеств в управление процессами на предприятии: изменение технологий производства, управления кадрами и т.п. (результат: снижение издержек, повышение качества продукции, повышение квалификации персонала), в конечном итоге сказывается на привлекательности продукции для потребителя.

Организация сбытовой сети

Высокая. Доступность продукции во многом определяет ее реализуемость.

 

Анализ отчетов указывает на отсутствие у предприятия прямых конкурентов. Факт того, что предприятие входит в Концерн «Тракторные заводы», позволяет закрыть глаза на существование конкурентов, так как продукция в основном поставляется предприятиям-потребителям, входящим также в состав Концерна. Однако производить серийную продукцию, не зная, какие существуют предприятия-конкуренты, продукция-конкурент – необоснованный риск. По всем правилам рыночной экономики конкуренты должны быть, и в результате исследования было выявлено, что они есть.

При анализе и оценке конкурентоспособности звена гусеницы 50-22-7/8, являющегося составной частью ходовой системы тракторов и бульдозеров Т-130, Т-170 производства ООО «ЧТЗ – Уралтрак»» было выделено три предприятия, где ведутся активные работы по улучшению технико-эксплуатационных свойств деталей и узлов: ООО «ЧТЗ-УралТрак» (Челябинск), ОАО «ЧАЗ» (Чебоксары) и ООО «Техтрон-Тт» (Челябинская область).

Сделав запрос по электронной почте о покупке звена 50-22-7/8 в качестве потенциального потребителя, было получено ответ от ООО «Техтрон-Тт» о наличии звена производства Китай и Ижевск. При этом производитель дал высокую оценку качества и был готов предоставить все необходимые сертификаты. При консультации с начальником КПЦ ОАО «ЧАЗ» было выяснено, что в Ижевске занимаются только сборкой конечной продукции из металлопроката, поставляемого с ОАО «ЧАЗ», т.е. цикл производства неполный, поэтому как конкурента-производителя рассматривать нет смысла.

К сожалению, следует отметить о наличии  группы «серых производителей», поставляющих несертифицированную продукцию-аналог под маркой известных отечественных производителей, в том числе ОАО «ЧАЗ», не соответствующую требованиям технологической документации, с более низкой ценой и соответственно с неудовлетворительным качеством.

Определим факторы конкурентоспособности, которые наиболее полно могут охарактеризовать конкурентоспособность продукции исследуемой организации. За основу был взят отчет предприятия по оценке удовлетворенности потребителей за первое полугодие 2011 г. в рамках процесса СМК.25 «Удовлетворенность потребителей». Респондентами стали наиболее крупные потребители продукции и дилеры в соответствии с направлением продаж [3]. Полученные результаты приведены в табл. 2 и на рис. 1.

 

Таблица 2 - Оценка конкурентоспособности звена 50-22-7/8.

Факторы конкурентоспособности

Коэффициент значимости (Кз)

ОАО «ЧАЗ»

Конкуренты

Уровень конкурентоспособности по факторам, %

Общий уровень конкурентоспособности с учетом Кз, %

ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

Китай

«Серые производители»

1. Качество

0,2

4,22

4,17

4,07

1,26

100

20

2. Ценовая политика

 

0,15

 

3,23

 

4,45

 

4,15

 

4,56

 

70,83

 

10,6

3. Условия поставки

 

0,15

 

2,92

 

4,11

 

2,76

 

1,92

 

71

 

10,65

4. Упаковка

0,1

4,37

4,25

4,13

2,47

100

10

5. Количество

0,1

3,86

3,89

3,81

2,53

99

9,9

6. Сервис

0,15

4,65

4,55

3,56

2,78

100

15

7. Гарантия

0,1

3,55

3,54

3,46

0,75

100

10

8. Защита от подделок

 

0,05

 

4,65

 

0,75

 

0,75

 

0,55

 

100

 

5

Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 ОАО «ЧАЗ», %

91,15

 

Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 производства ОАО «ЧАЗ» составил 91,15%, что говорит о том, что продукция предприятия вполне конкурентоспособна на российском рынке, однако требуются постоянные усилия по поддержанию и повышению уровня конкурентоспособности продукции.

Основными факторами недовольства запасными частями производства ОАО «ЧАЗ», в том числе звеном 50-22-7/8, высказанными клиентами по итогам первого полугодия 2011 г., стали высокие цены, снижение качества продукции, несоблюдение сроков поставок и неповоротливость системы планирования, тогда как в 2010 г. большинство потребителей были недовольны только ценой.

 

Рисунок 1- Многоугольник конкурентоспособности звена 50-22-7/8

 

В 2011 г. звено 50-22-7/8 вошло в перечень 20% изделий номенклатурного ряда, уровень внутренних потерь от несоответствующей продукции по которым составляет не менее 80% от общего объема внутренних потерь по предприятию, что говорит о значительном повышении риска поставить потребителю некачественную продукцию и о повышении себестоимости единицы продукции.

В целом, для повышения уровня конкурентоспособности звена 50-22-7/8 предлагаются следующие мероприятия:

1. Совершенствование системы управления поставщиками, с целью ужесточения требований к закупаемой продукции, проведение аудита «ненадежных» поставщиков, способствование внедрению статистических методов управления качеством у поставщиков.

2. Проведение совещаний «День качества» в подразделениях с рассмотрением хода реализации мероприятий по проблемному объекту – звену 50-22-7/8, повторный технологический аудит проблемного объекта, оценка результативности реализованных мероприятий в 2012 году.

3. Проведение обучения начальников и заместителей начальников цехов производственных подразделений, линейных руководителей (старших мастеров, мастеров), производственного персонала (рабочих).

4. Проведение тестирования персонала и практической оценки квалификации исполнителей.

5. Разработка на основе имеющихся данных о квалификации персонала графиков обучения для уменьшения упущений при подготовке персонала на производстве (своевременное обучение и перевод на самоконтроль вновь поступивших работников, учет отсутствия работников на обучении и организация повторного обучения и т.п.).

6. Проведение совмещенного технологического аудита и аудита СМК по всей цепи процессов жизненного цикла продукции.

7. Проведение статистического регулирования процессов по проблемному объекту, актуализация комплектов документов на технологические процессы по результатам проверок, актуализация СМК.30.01 «Анализ данных», СМК.30.02 «Статистическое управление процессами (SPC) в подразделениях».

8. Использование инструментов качества, рекомендованных стандартом ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части»: SPC, MSA, APQP, FMEA, PPAP.

9. Сокращение сроков производства и поставки до 30 дней.

10. Улучшение условий отгрузки и транспортировки товаров.

11. Ориентация на внедрение ИСО/ТУ 16949 и сертификацию по данному стандарту. Приглашение консультантов для помощи в разработке необходимых условий для прохождения сертификации. Поиск финансирования.

12. Разработать процедуру оценки конкурентоспособности продукции ОАО «ЧАЗ».

Осуществление предложенных мероприятий позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, тем самым улучшить управление качеством продукции, завоевать доверие потребителей, освоить новые рынки сбыта, увеличить объемы продаж и прибыль и, в конечном счете, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия в целом.

 

Список использованных источников

1. Экономика предприятия: учебник/ Под ред. проф. Н. А. Сафронова. -М.: Экономистъ, 2004. – 251 с.

2. Ежеквартальный отчет Эмитента Эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод». – 4 квартал 2011 г.

3. «Оценка удовлетворенности потребителей ООО «ЧЕТРА – КЗЧ» продукцией производства ОАО «ЧАЗ». – По итогам первого полугодия 2011 г.



[1] Исследование выполнено по проекту № МК-4076.2011.6 гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых