РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ[1]

 

Семенов В.Л. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

Semenov V.L. (Chuvash State University)

 

Разработан механизм повышения конкурентоспособности продукции за счет эффективного формирования параметров качества продукции, отвечающих требованиям рынка

 

The mechanism of improving the competitiveness of products due to the formation of an effective quality parameters that meet the requirements of the market

 

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, механизм, продукция, факторы

Key words: quality, competitiveness, mechanism, products, factors

 

Конкурентоспособность продукции складывается из нескольких показателей, в совокупности образующих системный эффект, где основным показателем является качество, что ориентирует на формирование механизма повышения качества продукции.

Несомненно, качество является приоритетным показателем обеспечения конкурентоспособности, однако при формировании механизма обеспечения качества нужно учитывать и другие элементы для достижения системного эффекта. Неразумная политика предприятия, направленная только на повышение качества продукции, обеспечивает эффект лишь в краткосрочном периоде.

Предложенный механизм формирования факторов повышения качества продукции – это перевод субъективных параметров потребности потребителей в объективные показатели качества продукции с использованием методов системного анализа и инструментов управления качеством (рис. 1).

Любая деятельность по поддержанию и повышению качества продукции начинается с постановки цели предстоящего анализа. Перед тем как приступить к повышению качества продукции, необходимо определить, почему и зачем это делается, какие факторы будут действовать на эффективность функционирования механизма, какие ресурсы необходимы, каковы будут результаты внедрения и т.д. В результате предварительного анализа определяются основные параметры действия, по которым в дальнейшем предприятие должно системно работать, и согласно которым ставится предстоящая цель. Целью может выступить, например, усовершенствование каких-то групп параметров продукции, разработка совершенно нового вида продукции, удаление ненужного узла или детали продукции в связи с потребительской ненадобностью и т.д.

 

Рисунок 1- Механизм формирования качества продукции

 

В целом, входами механизма являются информация, полученная на основе исследования рынка, воздействия внешней (региональной) и внутренней (производственной) сред, определяющих основные факторы повышения качества продукции, анализ конкурентоспособности разрабатываемой или модернизируемой продукции, цели и задачи повышения качества продукции.

После определения целей и задач предстоящего анализа по повышению качества нужно перейти к формированию параметров потребности продукции.

Исходя из природы потребности потребитель субъективно воспринимает качество товара. Субъективно воспринимаемое качество товаров неадекватно оценивает поведение потребителя и определяет субъективность его поведения по отношению к товарам. Физические свойства товара определяют его ценность и составляют основу потребительной стоимости, которая по-разному воспринимается на разных рынках, таким образом, ценность товара – это качество, которое воспринимается на рынке в большей степени не полностью и товар может стать полностью не конкурентоспособным.

Потребность обладает следующими свойствами:

1. Закономерностью остаточной стоимости, сущность которой заключается в том, что в товар заложены такие свойства, которые не воспринимаются рынком. Это связано с тем, что потребитель не знает, не уверен полностью в том, какой товар ему нужен для удовлетворения своей потребности.

2. Первичностью потребности и вторичностью товара. Потребность появляется много раньше товара. Первоначально эта потребность не осознана, не сориентирована на какой-то конкретный товар, а только обусловливает мотивацию человеком изменения, которые затем перерастают в спрос, сориентированный на какой-то товар. Товар всегда закономерно отстает от момента возникновения потребности, так как для исследования производства товара нужно время, это время является периодом конкурентного интервала.

После определения всевозможных вариантов параметров потребности нужно перейти к выбору основных параметров, которые в будущем будут влиять на ценность продукции, т.е. на ее конкурентоспособность. Выбор частных потребностей осуществляется на основании поставленной цели и в зависимости от требований рынка, как в настоящем, так и в будущем.

Далее, согласно механизму формирования факторов повышения качества продукции, необходимо перейти, во-первых, к формированию субъективных параметров потребности потребителей на основе исследований рынка, и, во-вторых, к выявлению (синтезу) наиболее весомых параметров потребности, формирующих ценность товара. Определение сути потребности и ее составных частей производится с помощью системного представления процесса удовлетворения потребности.

Одним из основных способов определения конструктивных параметров является построение «дерева свойств» объекта, основным инструментом которого является декомпозиция. Декомпозиция реализуется в виде древесного графа и является вложенной графической моделью исследуемого объекта.

Последовательность построения «дерева свойств (элементов)» следующая:

- изучить объект, разделить его на функциональные элементы, представляющие интерес для рассматриваемого объекта, и присвоить этим элементам по возможности общепринятые наименования (элементы первого уровня);

- для каждого элемента первого уровня определить существенные конструктивные признаки, образующие элементы второго уровня;

- выявить элементы третьего уровня и т.д.

Совместно с «деревом свойств» объекта строится «дерево функций», характеризирующее взаимоотношение объекта с внешней средой, а также тесноту связей элементов объекта. «Дерево функций» позволяет определить функциональную цепочку взаимосвязи отдельных элементов и окружающей среды с целью последующего учета модернизации или усовершенствования этих элементов. Совместно с «деревом свойств» «дерево функций» позволяет более углубленно изучать конструкцию и структуру объекта, позволяя находить пути и методы дальнейшего его совершенствования.

На основе построенных «деревьев потребностей, свойств и функций» объекта осуществляется выбор предпочтительных вариантов конструкций изделия.

Необходимо отметить, что выбор предпочтительных вариантов элементов конструкций объекта зависит от поставленных целей и задач повышения качества, от сложности самой конструкции или объекта, от наличия высококвалифицированных специалистов, работающих с данной конструкцией или объектом (в нашем случае продукция) и т.д. Некоторые элементы объекта могут исключаться или добавляться и на основе «дерева потребностей», а выбор основных принципов действия, определение компоновки, выбор варианта исполнения как изделия в целом, так и его отдельных узлов, а также выбор конструкции отдельных деталей происходит на основании «деревьев свойств и функций». Мы же в качестве рекомендации предлагаем использовать метод экспертной оценки, позволяющий эффективно выбирать необходимые параметры конструкции объекта, т.е. обеспечить его ценность в глазах будущего потребителя. Преимущество данного метода заключается в том, что эксперты на протяжении многих лет работают с аналогичным объектом, и соответственно, знают все об объекте.

Таким образом, перевод параметров потребности в параметры качества продукции осуществляется в два этапа. Первый этап характеризуется совместным построением деревьев свойств и функций продукции. При построении дерева свойств формируются конструктивные элементы продукции, учитывающие факторы повышения качества. Дерево функций позволяет определить существующие связи между конструктивными элементами продукции и влиянием окружающей среды на эти элементы. На основе такого системного подхода формируется перечень предпочтительных вариантов конструкций изделия, т.е. происходит окончательный перевод параметров потребностей потребителей в технические характеристики продукции – второй этап рассматриваемого механизма.

Конечным итогом рассматриваемого механизма формирования факторов повышения качества продукции является анализ полученных результатов, т.е. сопоставление параметров продукции с параметрами продукции конкурентов и с параметрами потребности, на основании чего выбирается один из вариантов дальнейших действий. Первый вариант связан с внедрением разработанной продукции на рынок, когда потребитель получает продукцию совершенно нового уровня качества, а второй – корреляцией некоторых параметров уже существующей продукции и поддержание ее качества. В результате такого анализа происходит сопоставление полученного результата с целями и задачами, поставленными перед началом мероприятий по повышению качества продукции.

В целом, можно сделать вывод о том, что использование механизма по формированию качества продукции организации предоставляет возможность:

·  значительно повысить качество выпускаемой продукции, являющееся одним из основных факторов ее конкурентоспособности;

·  увеличить надежность продукции;

·  значительно уменьшить последующие рекламации;

·  значительно уменьшить затраты как на разработку нового продукта, так и на совершенствование уже существующего;

·  значительно уменьшить производственные затраты;

·  значительно сократить продолжительность процессов планирования и принятия решения;

·  значительно повысить производительность труда;

·  осознать необходимость учета мнений клиентов всему персоналу предприятия;

·  сократить время реагирования на возникновение рыночных возможностей;

·  постоянно проводить самооценку деятельности предприятия;

·  постоянно анализировать деятельность конкурентов.

Несмотря на наличие объективных преимуществ, при внедрении алгоритма по повышению качества и конкурентоспособности продукции, несомненно, будут возникать трудности, которые позволят руководству осознать и понять важность тех аспектов процесса, которым при использовании традиционных технологий не уделялось должного внимания. Это, в свою очередь, способствует быстрейшему и эффективному решению возникающих вопросов, а также созданию благоприятных условий для реализации программ разработки новых рыночных продуктов, по обеспечению их конкурентоспособности, а также повышению качества уже существующих товаров.

Таким образом, разработанный механизм формирования факторов повышения качества продукции позволяет переводить требования потребителей в количественные характеристики продукции с учетом определенных нами факторов повышения качества и является составной частью концепции обеспечения конкурентоспособности продукции.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №11-12-21003а/В)