Требования российского законодательства при составлении консолидированной финансовой отчетности

 

requirement of the russian legislation by drawing up of the consolidated financial statements

 

Шогенцукова З.Х., Гучапшева И.С.  (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

Процесс реформирования российской системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО и принятия ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» как последствия данного процесса обусловили необходимость рассмотрения требования российского законодательства. Изучение методологии и процедуры составления консолидированной финансовой отчетности необходимы в первую очередь для создания методического обеспечения.

 

Process of reforming of Russian system of accounting and financial statements according to IFRS and adoption of Federal Law About the consolidated financial statements as the consequence given process caused need of consideration of the Russian legislation. Studying of methodology and procedure of drawing up the consolidated financial statements are necessary first of all for creation of methodical providing

 

Принятие Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» безусловно, придает новый импульс для изучения методологии, техники, процедур МСФО и формирования консолидированной отчетности по МСФО, создания методического обеспечения этих вопросов, дополнительных обучающих программ, тестов и т.д.

Принятие данного законодательного акта было запланировано Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. №180), где было сказано: «Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию её».

Рассмотрим некоторые положения Закона.

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 208-ФЗ представляет собой часть законодательства РФ о бухгалтерском учете. Это определяется положениями статьи 3 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из этого закона, «устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации». Это означает, что с момента вступления Федерального закона № 208-ФЗ в силу, с поправкой на его положения должен, в том числе, применяться и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 1 Федерального закона № 208-ФЗ устанавливаются «общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с данной нормой закона с момента его вступления в силу, как порядок, так и требования обязательности составления консолидированной отчетности определяются именно Федеральным законом № 208-ФЗ. До настоящего времени обязательность формирования консолидированной отчетности организаций определялась разделом V «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Согласно Положению (п. 91) «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации». Также устанавливалось (п. 92), что «если учредительными документами объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах организациями (союзов, ассоциаций), предусмотрено составление сводной бухгалтерской отчетности, то она представляется по правилам, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с п. 91Положения».

Теперь данные предписания теряют силу. Это очень важно, и к содержанию норм, определяющих обязательные случаи формирования и представления организациями консолидированной отчетности, мы вернемся ниже.

Также здесь следует отметить, что в качестве субъекта представления консолидированной бухгалтерской отчетности Закон называет организацию, а не группу юридических лиц. Не менее важным для понимания предмета регулирования закона № 208-ФЗ является содержание п. 2 ст. 1, согласно которому «для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».

Говоря о случаях обязательности формирования консолидированной отчетности для российских организаций, Закон отсылает нас к положениям МСФО. Это совершенно ново для отечественного законодательного регулирования бухгалтерской практики, так как представляет собой прямую отсылку к МСФО в тексте федерального закона, по нашему мнению это серьезная новация.

Перечень организаций, обязанных составлять консолидированную отчетность, определяемый п. 1 ст. 2 ФЗ № 208-ФЗ, не является закрытым, дополнительные случаи необходимости составления консолидированной отчетности, согласно Федеральному закону № 208-ФЗ, могут быть предусмотрены только федеральными законами или учредительными документами организации. Следовательно, предписания об обязательности составления консолидированной отчетности для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, содержащиеся в нормативных актах, не относящихся к уровню федерального законодательства, и не соответствующие п. 1 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ, теряют силу.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ «порядок представления и (или) публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации». Также п. 4 рассматриваемой статьи Закона специально устанавливается, что «особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации».

П. 1 ст. 3 Закона гласит: «консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО». Это означает, что именно методология, определяемая Советом по МСФО, должна использоваться российскими организациями при составлении консолидированной отчетности. Очевидно, что при консолидации отчетности организация должна следовать не только нормам стандартов, регулирующих процедуру консолидации (МСФО (IFRS) 3, МСФО (IAS) 27, 28, 31), но и руководствоваться всеми МСФО как комплексом требований по составлению отчетности, чтобы организация имела право представлять свою отчетность как соответствующую МСФО.

Согласно Закону «годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1)  организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2)  кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации».

Согласно п. 4 данной ст. «представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации».

Консолидированная финансовая отчетность должна представляться пользователям, определяемым в качестве «обязательных адресов представления» на русском языке. Годовая консолидированная финансовая отчетность, как гласит Закон, должна представляться до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона, консолидированная финансовая отчетность должна подписываться руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

В соответствии с требованиями рассматриваемого нами Федерального закона № 208-ФЗ годовая консолидированная отчетность организаций является публичной. Это определяется п. 1 ст. 7 Закона, в соответствии с которым «организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность».

Согласно п. 2 ст. 7 «консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение». Отметим, что данное определение понятия «опубликованная отчетность» отвечает трактовке этого термина в МСФО.