РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

REFORMATION OF THE RUSSIAN ACCOUNTING

 

Хахонова Н.Н. (РГЭУ, г. Ростов-на-Дону, РФ)

Khakhonova N.N. (Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, RF)

 

В статье рассматриваются основные направления реформации российского бухгалтерского учета в условиях его ориентирования на требования международных стандартов финансовой отчетности; также в статье описываются роль и значение основных нормативных актов.

The article deals with the main trends of reformation of the Russian accounting in the conditions of its orientation to the requirements of international standards of financial statements; it also describes the role and significance of the basic of normative acts.

 

 

Ключевые слова: направления реформации российского бухгалтерского учета, требования международных стандартов финансовой отчетности, основных нормативных актов.

Keywords: trends of reformation of the Russian accounting, requirements of international standards of financial statements, the basic of normative acts.

 

Официальным началом процесса реформирования учета в России следует считать принятие Государственной программы  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 г. № 3708-1. В этом документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета как приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

В декабре 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В этой Концепции, на основе проведенного  детального анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10-15 лет.

В рамках реализации положений Концепции в 1998 году Министерством финансов Российской Федерации была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы являлось приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Главная задача состояла в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

В соответствии с данной Программой реформирования бухгалтерского учета, Министерством финансов Российской Федерации были разработаны  основные направления развития системы бухгалтерского учета до 2010 гг. В этом документе были определены основные направления и определены стратегические задачи развития российской системы бухгалтерского учета:

­    создание совместимой с МСФО системы бухгалтерского учета, учитывающей потребности предприятий в зависимости от структуры собственности и объемов работы на рынках капитала;

­    обеспечение возможностей внедрения МСФО в качестве единственно допустимого формата финансовой отчетности для эмитентов ценных бумаг и других заинтересованных предприятий;

­    развитие бухгалтерской профессии в качестве активного участника процесса регулирования российского бухгалтерского учета.

В июле 2004 г. Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, согласно которой целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) являлось создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Для внедрения МСФО в практику российского бухгалтерского учета государственным органам совместно с бухгалтерским и аудиторским профессиональными сообществами необходимо будет решить целый ряд задач:

- преодолеть институциональные противоречия в принципах формирования финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными правилами;

- разработать необходимую инфраструктуру применения МСФО, а также процедуры их одобрения, перевод стандартов на русский язык и их периодическое обновление;

- определить, какие стандарты будут официально признаны к применению на территории РФ в первую очередь;

- обеспечить профессиональную подготовку в области МСФО бухгалтеров и пользователей отчетности (следует отметить, что на фоне всех остальных задач эта решается с наибольшим успехом благодаря частному и государственному бизнес-образованию), организовать надлежащий контроль качества консолидированной отчетности, в первую очередь посредством повышения квалификационного уровня аудиторов, а также применения качественных стандартов их деятельности, соответствующих международным нормам аудита;

- организовать надлежащий мониторинг применения МСФО для выявления факторов, требующих совершенствования и поддержки составителей и пользователей со стороны государственных органов и профессиональных организаций.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами.

Основными элементами инфраструктуры применения МСФО в экономике России являются:

1.    законодательное признание МСФО в Российской Федерации;

2.    процедура одобрения МСФО;

3.    механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО;

4.    порядок официального перевода МСФО на русский язык;

5.    контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит;

6.    обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В декабре 2011 года состоялось официальное опубликование и вступление в силу на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений к ним, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н и по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации.

Речь идет о комплекте Стандартов и Разъяснений в редакции официального перевода 2009 года (за исключением отдельных документов более поздней редакции), предоставленных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности. В этот комплект не были включены документы поясняющего характера, которые не являются необъемлемой частью самих Стандартов или Разъяснений, такие как: Концептуальные основы/Принципы подготовки и составления финансовой отчетности, Основы для выводов или Руководства по применению стандартов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107, введению в действие документов МСФО предшествовала экспертиза их применимости в Российской Федерации, выполненная уполномоченным экспертным органом – Фондом НСФО («Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»). Экспертиза была завершена 10 октября 2011 года.

Тексты МСФО были зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2011 и опубликованы в приложении к журналу «Бухгалтерский учет» № 12, 2011, который Приказом Минфина РФ от 22.11.2011 г. № 156н был определен официальным печатным изданием для опубликования Стандартов и Разъяснений. По информации редакции журнала, датой публикации можно считать 20 декабря 2011 года, когда тираж вышел из типографии, и были разосланы обязательные экземпляры. Тексты МСФО также доступны на сайте Минфина и в информационно-справочных системах.

Таким образом МСФО непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, имеют прямое действие, а в определенных случаях МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при их разработке и формировании учетной политики организаций.

Официальное вступление в силу МСФО в России автоматически активирует требования закона о консолидированной отчетности (№ 208-ФЗ от 27.07.2010), согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т.е. начиная с отчетности за 2012 год. При этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО. Т.е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая: выбор и применение учетной политики; определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей; соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации, и других.

 

Список использованных источников

1.  Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997).

2.  Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приказ МФ РФ от 1 июля 2004 г. № 180).

3.  Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107

4.  Хахонова, Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. [Текст ]/ Н.Н.Хахонова. - Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2010. – 176 с.