ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

PROCESS MANAGEMENT AS A PERSPECTIVE FORM OF ACHIEVEMENT OF ORGANIZATION'S STRATEGIC OBJECTIVES

 

Зотов Ф.П. (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ)

Zotov Fyodor P. (Ural State Forestry University, Ekaterinburg, Russia)

 

Подвергнуты анализу условия перехода на процессное управление российской предпринимательской структуры (организации). Управляемые бизнес-процессы представлены как мощный ресурс для достижения стратегической цели организации. Заявлено, что при взаимодействии организаций в рыночной среде управляемые бизнес-процессы могут быть переданы на сторону или приобретены в качестве хозяйственных активов. Обращено внимание на государственную поддержку развития новых форм управления.

The conditions of transition to process management of the Russian business structure (organization) are analyzed. The managed business processes as a powerful resource for achieving of the organization’s strategic objectives are presented. Stated that by the interaction of organizations in a market environment driven business processes can be transferred over to the side or purchased as an economic assets. Attention to the state support of the development of new forms of management is paid.

 

Ключевые слова: предпринимательская структура, преобразование, бизнес-процесс, процессное управление.

Keywords: business structure, transformation, business process, process management.

 

Исследования рыночных сред российских предпринимательских структур в различных отраслях свидетельствуют об усилении в них конкурентного соперничества. В частности, в последних данных международной консалтинговой компании McKinsey&Company указывается на практическое отсутствие свободных мощностей для экстенсивного развития бизнесов [1]. Быстрая и гибкая реакция на изменения внешней рыночной среды становится потребностью для выживания бизнеса организации-участника рынка. В этих условиях руководство организации вынуждено обращаться к внутренним реорганизациям и преобразованиям, искать и применять инновации в области управления.

Одной из успешных практик управления хозяйственно-экономической деятельностью организации в мире является процессное управление, возникшей как следствие применения управленческой концепции BPM (с англ. аббревиатура Business Process Management) [2]. По Г.Гартнеру управление бизнес-процессами (BPM) определено как управление особыми активами, направленное непосредственно на улучшение операционной эффективности и гибкости бизнеса [3].

Известно, что отечественные организации в промышленности и сервисе традиционно создавались и создаются до сих на принципах функционального управления, который ориентируется на полный, но не всегда реализуемый набор функций и безусловное выполнение плановых разнарядок. В последние годы можно наблюдать переход части функционального управления на управление бизнес-процессами в ряде российских организаций – отраслевых лидеров. При этом значимо то, что эти преобразования сопровождают установление стратегических целей и задач развития их бизнеса.

Сущность перехода от функционального к процессному управлению состоит в том, что при сохранении иерархии власти руководство организации начинает привыкать к управлению по целям и ключевым показателям бизнеса, а работники - знать свои уровни продуктивности и получать заработную плату по результатам. Процессное управление преследует изменения во взаимодействии служб и подразделений внутри предпринимательской структуры, распределение ответственности и рисков, согласно которому процессы разделяют между собой будущие доходы или убытки организации согласно вменяемым им ключевым показателям. Эти ответственности и взаимодействия составляют основу для достижения результатов, к числу которых отнесены ценности в предлагаемых товарах и услугах.

Как показывает опыт западных компаний, применение процессного управления позволяет:

·                        сокращать время выполнения заказов и работ за счёт регламентации шагов процессов;

·                        контролировать прохождение заказов и ресурсов за счёт процессных показателей (время выполнения работ, загрузку ресурсов и пр.),

·                        достигать организационной гибкости за счет моделирования процессов.

 Современная практика бизнеса в мире формирует ситуации, когда переход на процессное управление может быть полезен и даже необходим. Например, если организация занимает слабые позиции в конкурентном соперничестве (что характерно для многих российских промышленных и сервисных организаций), она может заказать и внедрить проект по управлению бизнес-процессами, формируя тем самым мощные конкурентные активы и ресурсы и адаптируясь к давлению конкурентной среды. Возможны аналогичные ситуации, когда организация существенно отстала от своих конкурентов в применении инноваций, или, когда из-за нехватки финансовых средств ей крайне трудно самостоятельно провести технологическое перевооружение.

В последних случаях организация может приобрести бизнес-процессы у более успешных организаций, сопровождая покупку получением знаний по процессному управлению. В таких ситуациях процессное управление может помочь организации не только выжить, но и достойно участвовать в конкурентной борьбе на соответствующем рынке товаров и услуг,

Те же организации, которые уже обладают сильными конкурентными активами, могут передать свои бизнес-процессы на сторону посредством еще одной известной формы управления, так называемого аутсорсинга, фокусируя свое поведение на наиболее конкурентных видах бизнеса.

Идея выделения самоокупаемых процессов в деятельности организаций не нова. Например, концепция хозяйственного расчета была реализована еще в 60-е годы в советской экономике. Однако и сегодня многие предпринимательские структуры продолжают “открывать” ее для себя, корректируя свое поведение на конкурентном рынке.

Процессное управление в российских предпринимательских структурах, заметно прогрессирует, отмечается тенденция роста интереса к нему. Пусть даже с формальной точки зрения, но внимание подогревается предъявлением требований к системам управления  со стороны современной модели ISO 9001.

С развитием информационных технологий моделирование бизнес- процессов и построение в организациях информационных систем стало предметом интереса бизнесменов. Однако о масштабности этого прогресса в нашем предпринимательстве говорить не приходится. Сохраняется заметной инертность мышления владельцев бизнеса. Недоверие российских предпринимателей к процессному управлению определяется, в том числе, неразвитостью законодательной базы для его установления. Трудности на пути развития процессного управления добавляет и слабая корпоративная культура в российском предпринимательстве.

Тем не менее, в отечественном предпринимательстве сохраняются благоприятные предпосылки для  развития процессного управления. Важно отметить его универсальность: производство, сервис, финансы, информационные системы и т.д. Представляется  не случайным, что на вопрос «Соответствует ли организационная структура Вашего предприятия условиям конкурентной среды?» около 80% российских фирм ответили отрицательно, заявив о необходимости коренных структурных преобразований в управлении [4].

Грамотное применение процессного управления в предпринимательской структуре имеет стратегически важное значение для активного поведения российских организаций в конкурентных средах. На пути зарождения новых форм  управления бизнесом многие экономические, социальные, организационные барьеры могли  бы помочь преодолеть властные органы. М. Портер и другие экономисты с мировым именем подчеркивают, что властные органы должны в первую очередь стремиться к созданию такого предпринимательского климата,  который бы  “притягивал” на данную территорию энергичных и трудолюбивых людей [5].

Список использованных источников

1. Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mckinsey.com/locations/ moscow/ourfirm/publications_on_mck/ (дата обращения: 23.04.2012).

2. BPM_(управленческая концепция)  [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

 BPM_ http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.04.2012).

 3. IT-глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gartner.com/ technology/it-glossary/business-process-management.jsp (дата обращения: 17.04.2012).

4. Андреев Е.Л. Организационные предпосылки  конкурентоспособности предприятий // Проблемы прогнозирования.- 2003.- №4. – С. 17-23.

5. Портер М. Конкуренция.- М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.