ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

 

FormATION of THE organic producE market 

 

Коноваленко А.Д. (КрНУ, г. Кременчуг, Украина)

Konovalenko A.D. (Kremenchuk Mykhailo Ostrogradskyi national university, Kremenchuk, Ukraine)

 

Исследованы вопросы производства в Украине органической сельскохозяйственной продукции. Проанализированы проблемы единствования рынков этой продукции и перспективы выхода на эти рынки новых сельхозпроизводителей.

The questions of organic agricultural produce production in Ukraine are discussed. The problems of markets of this production existence and perspectives of new agricultural producers' outlet on these markets are analysed

 

Ключевые слова: рынок, органическая сельскохозяйственная продукция, производители, целевой сегмент, экспорт.

Key words: market, organic agricultural produce, producers, price segment, export.

 

Производство органических продуктов питания относится к наиболее динамично развивающимся отраслям мировой экономики.

По оценкам Международной федерации органического движения (IFOAM; Германия), общий оборот органической продукции в мире достигает  $60 млрд. Общая площадь земель, используемых под органическое производство, уже достигла примерно 37 млн га (а в отрасли задействованы около 1,8 млн фермеров). Данные собраны в 160 странах, где ведется такая статистика. Наибольшие площади сертифицированы под органическое сельское хозяйство в следующих странах: Австралия – 12 млн га, Аргентина – 4,4 млн га и США – 1,9 млн га. При этом наибольшая доля органических сельхозземель в структуре общей площади угодий страны была зафиксирована на Фолклендских островах – 35,7 %. Далее следуют Лихтенштейн – 26,9 % и Австрия – 18,5 %. Украина с площадью «органических» земель, превышающей 270 тыс.га, занимает в мировом рейтинге 20-е место и имеет высокий  потенциал для развития благодаря соседству с европейским рынком, где годовой оборот органической продукции составляет около $26 млрд. На фоне снижения на 14 % по сравнению с докризисным периодом реализации органических товаров в Великобритании и  стагнации органического рынка в Германии оборот «органики», во Франции и Швеции за годы  кризиса удвоился.

Украина, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, имеет большой потенциал для развития производства экологически чистой и органической продукции. Аграрный сектор экономики Украины (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность) обеспечивает  продовольственную  безопасность и продовольственную  независимость страны, формирует 17 % ВВП и примерно 60 % фонда потребления населения.

Поэтому в настоящее время в Украине для развития органического земледелия необходимо принятия действенных мер как со стороны государства, так и со стороны сельхозпроизводителей органической продукции.

Еще в 2010 г. украинское производство органических продуктов питания (тогда речь шла лишь о сельхозпродукции) находилось в самой начальной стадии формирования. Как показали исследования маркетинговой компании Appleton Mayer, 60 % опрошенных маркетологами украинцев были весьма позитивно настроены к «зеленому» провианту, причем не только к плодам и овощам, но и к продуктам пищепрома. При этом самыми востребованными органическими продуктами были названы мясо (39 % опрошенных), молоко и молочная продукция (36 %), овощи и фрукты (29 %), а также макаронные и хлебобулочные изделия (16 %). Очевидно эти данные и взяли на вооружение украинские производители и поставщики продуктов питания.  И всего два года потребовалось украинскому рынку органических продуктов питания, чтобы начать предлагать не только элитную продукцию, производимую и импортируемую, но и органические товары категории «масс-маркет» табл.1.[1].

 

Таблица 1 - Реализация готовых органических продуктов питания в Украине

Периоды, годы

2008

2009

2010

2011

2012 прогноз

Количество продукции, млн EUR

0,6

1,2

24

5,1

9,8

 

Пока  производство органической продукции в Украине в основном экспортоориентированно: по разным оценкам, за рубеж уходит 90-95 % отечественной «органики» в виде сельхозсырья. И это неслучайно. Более 10 лет назад крупные международные компании (в основном специализирующиеся на зерновых культурах) привлекло то, что в 1990-е годы значительные площади украинских сельхозугодий были заброшены и, понятно, не подвергались химической обработке (такие земли идеально подходили для развития органического производства). Иностранные сертификационные центры провели органическую сертификацию эти угодий, и трейдеры начали размещать у местных фермеров заказы на производство органического сельхозсырья для нужд европейского рынка табл.2[2]. 

 

Таблица 2 - Площадь органических сельхозугодий в Украине

Периоды, годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Площадь угодий, тыс.га

239,5

240

242

242

249

269,9

270,2

270,2

270

 

В 2009 году Украина вошла в пятерку стран-лидеров из выращивания органической пшеницы, площадь под которой составила 50423 га. Так площади сельскохозяйских угодий из выращивания органической пшеницы по странам мира в 2009 году составили:  Италия – 21 %, Америка – 17 %, Канада – 11 %, Германия – 9 %, Украина – 7 %, остальные страны – 35 % [3]. 

В мире уже 10 % населения потребляет органическую продукцию. В Украине эта доля значительно меньше. Но со временем в стране будет появляться все больше органических продуктов. Украинские производители стараются подготовить отечественного потребителя к пониманию необходимости выбирать натуральные экологически чистые и безопасные продукты.

Такой темп роста рынок сохранит и в ближайшие годы. Согласно данным Федерации органического движения Украины, на начало 2010 г. в Украине были сертифицырованы 121 производство органической сельхозпродукции и 270,2 тыс га земель для выращивания органического сырья.

Всего же в стране насчитывается 145 производителей и переработчиков органических продуктов. При этом если ранее главным образом росли объемы производства  органического сырья, то в последнее время наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества перерабатывающих компаний, пробующих свои силы в этом сегменте.

По данным специалистов Федерации органического движения, в Украине более 40 сертифицированных компаний – производителей органических продуктов питания. Они выпускают крупы, растительное масло, муку, повидло, соки, плодово-ягодные сиропы, сухофрукты, мед, кофе, чай, эфирные масла, мясные и колбасные изделия. Одними из первых переработкой органического сырья начали заниматься производители круп - ДП «Новоукраинский комбинат хлебопродуктов».

Кроме них группа компаний “Терра Фуд” в 2011 г. планирует начать производство органической продукции. Компания «Терра Фуд» ведет переговоры о сертификации входящих в ее состав аграрного предприятия «Зеленая долина» и Белоцерковского молочного комбината, чтобы иметь собственное производство и фасовку органического молока. Помимо молочных продуктов в компании планируют выпускать органическое мясо, сахар и крупы. По подсчетам ее специалистов, объем реализации органической продукции компании в 2015 г. составит $ 35 млн., при том что украинский рынок этого товара вырастает до $ 139 млн.

Операторы говорят, что выпуск органических продуктов может стать хорошим толчком для активизации экспортных поставок товара (в том числе и не органического производства) на европейский рынок. ООО «Агрофирма «Поле» (г.Черкассы) с 2002 г экспортирует свою продукцию в ЕС, но работать на этом рынке было сложно, так как продукцию покупали по низким ценам. В 2010 году начали поставлять на европейский рынок органическое пшено, что позволило поднять цены и на традиционные продукты. По данным исследований в 2010 г. доля органической продукции в общем объеме производства составила 20-30%, что позволило вдвое, по сравнению с 2009 г., увеличить денежный оборот.

Летом к выпуску органической водки приступили в компании Global Spirits ТМ «Хортиця» (г.Киев; принадлежит холдингу Global Spirits; производство и дистрибуция алкогольных напитков в Украине, РФ и США; с 2010 г.). Предприятие выбрало спиртозаводы, у которых имеется соответствующая агросырьевая база и которые расположены в экологически чистых областях Западной Украины. На предприятии используются специальные органик-фильтры. Кроме того, все сырье для производства особых водок (скажем, кедровые орехи или чернослив) также проходит тщательный контроль на соответствие требованиям к органическим продуктам. В общем, весь цикл производства на предприятии был усовершенствован и приведен в полное соответствие международным стандартам для органических продуктов. Перспективность направления осознают и другие алкогольные гиганты, правда, пока о выходе на «органический» рынок не заявляют. В исследовании Appleton Mayer маркетологи сделали вывод, что подавляющее большинство респондентов готовы приобретать «органику», если она будет дороже «обычных» аналогов не более чем на 10-25 %. Очевидно, на подобный вывод опиралась и «Хортиця», которая предложила рынку водку «Organic», которая по стоимости практически не отличается от обычной.

Начавшийся процесс вывода «органики» в сегмент «масс-маркет» неизбежно приведет к наращиванию оборотов органического рынка, что привлечет внимание множества производителей. Уже сейчас участники рынка продовольствия продвигают часть своей продукции под лозунгом «экологической чистоты».

Таким образом, проведенные исследования показали, что в Украине  динамично развивается производство органической продукции. Однако, чтобы этот рынок развивался необходима серьезная поддержка государства. Производство органический продуктов требует гораздо больших затрат по сравнению с производством генно-модифицированной продукции или продукции с синтетическими добавками, стимуляторами. Кроме этого одной из проблем, сдерживающих рост рынка органических продуктов, есть отсутствие крупнотоварных партий сырья.

Список использованных источников

  1. Global organic farming statistics and news [Электронный ресcурс]. – Режим доступа: http //www. organic – world. net.
  2. European Organic Farming Statistics [Электронный ресcурс]. – Режим доступа: http //www. organic – europe. net № 25 от 18.06.12 стр. 50-52.
  3. Бизнес [Электронный ресcурс]. – Режим доступа: http //www. business.ua