ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

 

Куликова Ю.П.

 (ГБОУ ВПО «Финансово-Технологическая Академия», госква, РФ)

 

Международные сравнения показывают, что высокий уровень образования среди населения является одним из основных конкурентных преимуществ РФ. Например, в Глобальном инновационном индексе INSEAD, отражающим восприимчивость экономики к производству и потреблению инноваций, РФ занимает 56 место, при этом по уровню развития человеческого капитала и научных исследований – 38 место. Последняя позиция складывается из трех показателей: научные исследования и разработки – 44 место, образование – 46 место, высшее образование – 19 место [2, c.65].

Таким образом, инновационное развитие высшей школы имеет стратегическое значение для формирования к 2020 г. эффективной национальной инновационной системы.

Важность инновационного развития высшей школы осознается правительством. В статье В.В. Путина «О наших экономических задачах» отмечается, что «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей».

Для выявления проблем и возможностей дальнейшего инновационного развития высшей школы нами выделено три исторических этапа формирования современной системы высшего образования РФ с точки зрения государственного управления (таблица 1).

 

Таблица 1 - Характеристика основных этапов развития государственного регулирования инновационной деятельности в высшей школе

Этапы

Ключевые стратегические документы

Нормативно-правовая база

Первый

Федеральная программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.»

1992 г. - Федеральный закон "Об образовании"

1996 г. - "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

1996 г. - Указ Президента РФ "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки"

Второй

Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 гг.

Федеральная целевая программа развития образования на 2001-2005 гг.

2002 г. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Федеральная целевая программа «Интеграция науки и образования России на 2002-2006 гг.»

2005 г. – «Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 г.»

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.

2006 г. - Национальный проект «Образование»  (один из приоритетных национальных проектов)

2006 г. - Стратегия развития науки и инноваций до 2015 г.

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг."

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 676 "Об университетских комплексах"

 

2003 г. – подписание РФ Болонской декларации

 

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки"

 

Третий

2008 г. - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

2011 г. - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.

 

Указ Президента РФ от 07.05.2008 №716 "О федеральных университетах"

Указ Президента РФ от 7 октября 2008 года о реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов

Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"

Постановления Правительства от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

Первый этап характеризуется принятием базовых законодательных актов в области образования и высшего образования. Снижение объемов финансирования науки и государственной поддержки вузов, отсутствие единой государственной политики в области образования привели к формированию ряда негативных тенденций (разрыв поколений в науке, неконтролируемая коммерциализация образования и т.д.). Вместе с тем вузы проявили определенную стихийную активность в процессах интеграции науки и образования, формировании организаций инновационной инфраструктуры (создание технопарков на базе вузов).

Второй этап привел к началу целевой государственной поддержки инновационного развития высшей школы и интеграции науки и образования (университетские комплексы), вовлечение России в международные процессы (Болонский процесс), что было связано с осознанием необходимости модернизации существующей системы высшего образования. Несмотря на во многом непоследовательное выполнение мероприятий целевых программ, их реализация позволила получить опыт управления инновационным развитием высшей школы и составила основу для перехода к третьему этапу.

Третий этап связан с принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. – первого комплексного документа, обозначившего основные траектории развития РФ и обосновывающего необходимость перехода страны на инновационный путь развития. В этот период выделяются вузы с особым статусом. На базе вузов законодательно разрешено создание коммерческих предприятий для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, приняты программы для поддержки данного направления деятельности вузов.

Среди определенных в Стратегии инновационного развития РФ экономических показателей, достижение которых обеспечит переход на инновационный путь развития практически все связаны с качеством системы высшего образования (увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг и т.д.) [1, c.87].

Среди непосредственные показателей:

- увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз);

- увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

Помимо этого Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. предусматривает утвердить в течение 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, включая «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий». До 1 декабря 2012 г. планируется утверждение комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов.

С точки зрения обеспечения перехода РФ к инновационному типу развития, выполнения к 2020 г. стратегических ориентиров социально- экономического развития, система высшего образования может быть рассмотрена с трех позиций:

1)       необходимо, чтобы система высшего образования обеспечила условия для эффективного осуществления инновационных процессов в экономике (развитие человеческого капитала, выполнение научных исследований);

2)       необходимо, чтобы высшие учебные заведения смогли выступить в качестве активных субъектов инновационной деятельности (участие в коммерциализации инновационных разработок);

3)       необходимо, чтобы были созданы правовые, организационные, финансовые, социально-экономические условия для инновационного развития системы высших учебных заведений (состояние кадрового потенциала, материально-технической базы и информационного обеспечения, организация образовательной и научно-исследовательской деятельности должны обеспечить выполнение первых двух задач).

Таким образом, высшие учебные заведения выполняют «триединую» роль в инновационных системах, являясь одновременно генераторами, каналами трансфера и потребителями инновационной продукции. С одной стороны, вузы разрабатывают направления образовательной и научно-исследовательской деятельности в соответствие с потребностями экономики, с другой стороны, деятельность вузов оказывает влияние на формирование экономики определенного типа.

При этом все три задачи системы высшего образования при переходе к инновационному типу развития могут быть реализованы только при условии расширения участия вузов в национальной инновационной системе на основе усиления интеграции образования и науки.

Эти особенности обуславливают стратегическое значение инновационного развития высшей школы для социально-экономического развития страны и их учет необходим при управлении развитием высших учебных заведений.

Зарубежный опыт показывает, что в инновационно-ориентированном обществе развитие системы высшей школы является довольно динамичным процессом постоянной адаптации к потребностям экономики.

По результатам исследования автор пришел к выводам о том, что  механизм реализации инновационной политики вузов являет собой совокупность форм, методов, базовых категорий, с помощью которых осуществляется:

·     согласованность действий в достижении экономических интересов всех участников инновационной деятельности;

·     формирование благоприятной внутренней экономической политики в вузе для ведения инновационной деятельности в рамках образовательных и сопутствующих услуг;

·     развитие системы управления высшей образовательной школой;

·     наращивание инновационного потенциала и числа основных конкурентов (их относительных размеров), расширение внутреннего и внешнего размера рынка.

Процесс формирования инновационной политики высшей образовательной школы невозможен без информационной поддержки, которая осуществляется посредством мониторинга рынка образовательного продукта. Ее базой является пакет информации, непрерывно поступающей от стратегических партнеров, конкурентов высших образовательных учреждений, потребителей образовательных услуг, научных организаций, консалтинговых и образовательных фирм, выставочных обществ, профессиональных ассоциаций и прочих структур.

Не стоит забывать о существующих различиях внешней и внутренней политики. По мнению автора, формирование внутренней инновационной политики высшего образовательного учреждения осуществляется за счет действия определенных принципов:

·        реализация инноваций за счет непрерывного развития инновационного потенциала;

·        осуществление инноваций на комплексной основе, этот принцип является залогом тесной взаимосвязи между инновациями, в результате чего происходит обеспечение синергетического эффекта (взаимное продвижения инноваций друг друга);

·        организации структурного подразделения, в обязанности которого входит формирование и реализация инновационной стратегии и соответствующей политики;

·        мобилизация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для успешной реализации инновационной политики;

·        контроль/учет и перераспределение рисков;

·        социальное, моральное и материальное стимулирование инновационной активности.

Внешняя инновационная политика — это направленное поведение организации на рынке, которое приводит к постоянно растущему уровню развития и ориентированная на определение приоритетных инновационных проектов. Данная политика зависит от внешней среды, потребностей рынка и возможностей организации. Принципы поведения высшего образовательного учреждения на рынке, посредством которых осуществляется развитие системы взаимосвязей высшей образовательной школы с организациями, продуктом производства которых являются знания, обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество по перспективным инновационным проектам и программам, формируется репутация организации на рынке инноваций, определяет внешняя инновационная политика. Высшее образовательное учреждение занимает передовые позиции по разработке, экспертизе и реализации комплексных федеральных и региональных программ социального и экономического развития, обеспечивает методическую поддержку инновационной деятельности хозяйственных субъектов рынка, занимается организацией международных и национальных конгрессов, симпозиумов, семинаров, конференций и так далее.

        Из приведенного материала можно сделать вывод, о том что внутренняя инновационная политика способствует развитию стержневых компетенций высшей образовательной школы, разработке принципов формирования внутренних НИР, использованию различных методы защиты интеллектуальной собственности, утверждению механизма стимулирования персонала, участвующего в инновационной деятельности и других действий, направленных на перспективное развитие высшего образовательного учреждения.

 

Список использованных источников

1.    James D. Adams, Grant C. Black, J. Roger Clemmons, Paula E. Stephan. Scientific Teams and Institution Collaborations: Evidence From U.S. Universities, 1981-1999. NBER working paper series. 2004.

2.    Kati-Jasmin Kosonen. Building Innovation Capability in the Less Favoured Regions – University Collaboration as a Tool. 42nd European Congress of the Regional Science Association. 2002.

3.    Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. .: Министерства образования и науки Российской Федерации, 2009. 208 с.