РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

 

Лопатин А.В. (СтГАУ, г. Ставрополь, РФ)

 

Рассмотрены вопросы о влиянии государства на формирование благоприятной предпринимательской среды, а также некоторые механизмы государственного регулирования.

The questions on the impact of the state to create a favorable business environment, as well as some of the mechanisms of state regulation.

 

Ключевые слова: предпринимательская среда, государство

Key words: business environment, polity

 

Ведущая роль в формировании предпринимательской среды на всех уровнях принадлежит государству, которое разрабатывает экономическую стратегию и политику, создает законодательную базу, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей на внутреннем и мировом рынках.

Формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды зависит от множества факторов. Однако из всего многообразия этих факторов важнейшую роль в создании благоприятной предпринимательской среды региона играет благожелательно настроенная политическая среда, стабильность институтов экономической и политической власти. Так, например, приход к власти политических сил, не настроенных на развитие предпринимательства, может изменить как правовую, так и экономическую среду в негативном для предпринимательства направлении.

Таким образом, можно говорить о том, что в зависимости от конкретной ситуации государство может быть для предпринимательства:

• тормозом развития, когда оно создает неблагоприятную обстановку дня развития предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда оно прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не содействует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда оно ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Еще одним важным фактором формирования и развития предпринимательской среду является правовой. Механизм законодательного регулирования предпринимательства зависит от правового обеспечения, основанного на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном и региональном уровнях. К таковым относятся федеральные законы, постановления правительства  и федеральных органов управления, государственные стандарты, постановления и решения местных органов власти  и др.

Правовая база определяет четкие правила взаимоотношений между государством и предпринимателями. Отсутствие четких таких «правил игры» порождают основную преграду на пути дальнейшего развития малого бизнеса - чиновничество, административные барьеры. Правовые факторы, находятся в определенной взаимосвязи с политической средой, поскольку их создают те же самые органы государственной власти, которые являются основными действующими лицами всех политических событий. Чиновники и группы влияния оказывают существенное воздействие на правовой климат, так как обладают определенной политической властью. Таким образом, ясно прослеживается взаимосвязь этих двух групп факторов. На основании вышесказанного можно утверждать, что совокупность политических и правовых факторов определяет процессы взаимоотношений между государством и предпринимателями, между самими предпринимателями, механизмы и степень вмешательства государства в экономику, устойчивость правовой системы.

Мировой опыт свидетельствует — чем больше страна отстает в развитии, тем значительнее роль государственных органов управления в создании инфраструктуры, мобилизации ресурсов, выявлении приоритетов социально - экономического развития, достижении пропорций и взаимосвязей в национальной экономике.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день в России государство и предприниматели находятся в постоянном взаимодействии, в котором государство осуществляет роль регулятора экономических, социальных, политических и иных взаимосвязей между различными слоями общества. Кроме того, оно призвано, не только ограничивать отрицательные последствия функционирования хозяйствующих субъектов, но и создавать условия для их эффективного развития с помощью различных механизмов государственного регулирования.

Большинство экономистов (И.Н.Герчикова, О.В.Катихин и др.) определяют роль государства в выполнении им ряда функций (с точки зрения формирования благоприятной предпринимательской среды), среди которых выделяют: 1) макроэкономическую, 2) организационную, 3) регулирующую, 4) защитную, 4) стимулирующую и 5) контрольную. Иначе говоря, государственное воздействие на экономическую деятельность включает в себя: законотворчество, информирование, администрирование, регулирование и контроль [1].

Для реализации вышеприведенных функций в процессе формирования благоприятной предпринимательской среды требуется, чтобы государство решило ряд задач, к которым, в частности, относятся:

1) разработка общеэкономической политики и создание благоприятной экономической среды;

2) создание стимулирующей предпринимательство нормативно-правовой базы;

3) обеспечение развития научно-технической и технологической среды субъектов предпринимательства;

4) регулирование процессов распределения природных и иных ресурсов между всеми участниками предпринимательской деятельности и контроль их использования

5) создание эффективной инфраструктуры развития предпринимательства, обеспечивающей: создание и внедрение прогрессивных систем финансирования и имущественного обеспечения предпринимательской деятельности, а также совершенствование информационной и обеспеченности субъектов предпринимательства;

6) формирование действующего механизма защиты предпринимателей;

7) контроль за осуществлением предпринимательской деятельности с целью обеспечения ее законности, оптимизации и повышения эффективности;

8) экономическое регулирование.

На основании вышесказанного можно утверждать, что сегодня государство не просто функционирует как субъект рынка, но и создает определенные предпосылки для занятия предпринимательской деятельностью, мотивирует проявление предпринимательской инициативы и является гарантом основополагающих прав, необходимых для ре развития (в частности, права частной собственности, свободы выбора предпринимательской деятельности и т.д.). Кроме того, оно обеспечивает равные для всех хозяйствующих субъектов условия ведения предпринимательского дела и организует экономическое пространство, в котором оно осуществляется; устанавливает определенные «правила игры», следит за их соблюдением и поддерживает порядок, а также производит распределение и перераспределение доходов и продукции. Все эти действия осуществляются государством с помощью инструментов государственного регулирования.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в процессе формирования и развития предпринимательской среды, кроме факторов и условий,  так же оказывают воздействие на среду инструменты государственного регулирования.

К инструментам регулирования предпринимательской деятельности относятся программы повышения конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств на базе привлечения частных инвесторов, формирование режима экономического стимулирования предпринимательской деятельности, государственная поддержка (в том числе, поручительство со стороны региональных органов власти, общественных организаций и объединений предпринимателей, общества взаимного кредитования, которое может быть использовано более широко именно в условиях экономического кризиса).

К финансовым инструментам формирования благоприятной предпринимательской среды региона традиционно относятся прямые финансовые ассигнования из бюджетов различного уровня, снижение или освобождение предпринимателей от отдельных платежей. Причем каждый регион, в зависимости от своих специфических природных, социально- экономических и других условий, может сам определять: финансово- экономическую поддержку каких направлений предпринимательской деятельности следует развивать в первую очередь.

Важнейшим экономическим условием создания благоприятного предпринимательского климата является система налогообложения. Регулирование предпринимательской деятельности с использованием налоговых инструментов позволяет согласовывать интересы государства и интересы и возможности предпринимательских структур по использованию ресурсов. Снижение абсолютного размера налогов стимулирует рост инвестиций, а использование налогового механизма - создает благоприятные условия для ускоренного накопления капитала в отраслях и сферах, перспективных для региона.

В мировой практике известны и успешно применяются для стимулирования предпринимательской  (особенно инновационной) деятельности различные виды налоговых льгот: представление инвестиционного налогового кредита; целевые инвестиционные льготы при выполнение программ и проектов по реконструкции производства; налоговые скидки; налоговые льготы; «налоговые каникулы»; «налоговые зоны» («гавани») и т.д.

Действующим инструментом осуществление поддержки предпринимательства может стать использование лизинговых схем и долгосрочной аренды, в том числе и агролизинг в регионах, имеющих сельскохозяйственную направленность. Использование лизинга может сочетаться с поддержкой местных властей. В результате аграрии имеют возможность использовать технику при сборе урожая, а начинать возвращать деньги только после того, как сельскохозяйственная продукция будет продана. Поэтому обычно при выборе кредитной или лизинговой схемы финансирования преимущество отдается последней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование развития благоприятной предпринимательской среды относится к одному из важнейших направлений экономической политики. Его эффективность и направленность в значительной степени связаны с обеспечением четкости разграничения и взаимодействия функций регионального и федерального уровней поддержки бизнеса, так как благоприятная среда для предпринимательства является наиболее важным условием функционирования.

 

Список использованных источников

1. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И.Видяпина. – М.: Издательский дом «Путь России», ЗАО «Издательский дом «Экономическая литература», 2002. – с.25.