НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СНАБЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ИМУЩЕСТВОМ

 

SOME DIRECTIONS OF INCREASE OF SYSTEM EFFECTIVENESS OF SUPPLY TECHNICAL PROPERTY

 

Наумов А.В., Тетенькин А.С., Татарнов В.В., Земцов Н.Н.

илиал Военной академии материально-технического обеспечения, г. Омск, РФ)

 

Naumov A.V., Tetenkin A.S., Tatarnov V. V., Zemtsov N.N.

(The branch of Military academy of material support Omsk, the Russian Federation)

 

В статье приведены некоторые направления повышения эффективности системы снабжения техническим имуществом в условиях передачи части функций по материально-техническому обеспечению сторонним организациям.

The article reveals some ways of increase of system effectiveness of supply are given in article technical property in the conditions of transfer of a part of functions on material support to the foreign organizations.

 

Ключевые слова: обеспечение, перевозка, эффективность, груз, система.

The key words: providing, transportation, efficiency, cargo, system.

 

При любом типе экономики, государственного и военного устройства задачей транс­порта, в том числе и автомобильного, было и остается своевременное и полное удовлетворение потребностей потребителей в перевозках грузов. Автомобильный транспорт на нынешнем этапе деятельности человечества является одним из необходимых звеньев, призванных удовлетворять потребности потребителей в перевозках грузов, как в промышленности, сельском хо­зяйстве, сфере потребления, так и структуре вооруженных сил.

Анализ деятельности автомобильного транспорта военной организации позволил сделать вывод о том, что планирование и организация ра­боты по доставке грузов различного назначения базировались, до недавнего времени, в основном, на опыте Великой отечественной войны и вооруженных конфликтов. В таких условиях теоретическая наука по вопросам грузовых ав­томобильных перевозок была не востребованной, для практики оказалось достаточным тех положений, которые были разработаны в тридцатые и уточнены в семидесятые годы прошлого столетия.

В современных условиях (передачи обеспечивающих функций сторонним организациям и, в том числе, становления рынка автотранспортных услуг для удовлетворения все возрастающих потребностей в различных материальных средствах) требуется иметь ответы не в общем (среднем) по предыдущему опыту, а конкретные и в данный момент. Принципиально меняется структура материально-технического обеспечения. Так, оптимизируется структура цепи доставки груза, т.е. центральный орган непосредственно организует подвоз имущества потребителям, привлекая для этого сторонние организации. Автотранспортные (автомобильные) организации предназначены, в основном, для перевозки грузов (ограниченной номенклатуры) в определенный период, а потребности потребителя в повседневной деятельности призваны удовлетворять сторонние организации.

Теоретические вопросы организации перевозок, планирования и экономи­ки, особенно на уровне маршрутов перевозки грузов, имеют весьма слабое от­ражение в руководящих документах, учебниках, учебно-методических материалах, применяемых в военных учебных заведениях. На современном этапе остро встает вопрос о повышении точности планирова­ния, анализа и экономической оценки функционирования автотранспортных систем доставки грузов, а военная наука оказалась не гото­вой.

Таким образом, научная и практическая проблема состоит в том, что, постепенно при­ходя к новым условиям хозяйствования на автомобильном транспорте, мы оказа­лись не готовы для решения транспортных задач на уровне проектирования автотранспортных систем доставки грузов.

В современных условиях для решения задач по организации и оперативному планированию грузовых автомобильных перевозок, или иначе сказать, для разработки автотранспортных систем доставки грузов по-машинными от­правками, должны применяться экономико-математические методы, в частно­сти методы линейного программирования. Основной экономико-математической моделью в этом случае может служить модель транспортной задачи линейного программирования [5], классиче­ская формулировка которой излагается следующим образом: имеется т пунктов производства (поставщиков) с фиксированными ресурсами груза аi (i=1,...,т)  и  п  пунктов назначения с заданными объемами потребления данного груза bj (j=1,…,n); при этом предполагается, что суммарный спрос равен суммарному предложению (закрытая модель транспортной задачи). Требуется организовать систему перевозок, обеспечивающую полное удов­летворение потребностей с наибольшим эффектом. Показателем эффективности в данной транспортной задаче примем расстояние от по­ставщиков до потребителей (необходимо обеспечить мини­мум транспортной работы (т-км)), так как при одинаковых условиях движения на всех участках маршрутов оптимальный план по пробегу будет минимальным и по за­тратам времени и израсходованному ресурсу техники. Специфические свойства транспортной задачи позволяют привести её к матричной прямоугольной форме.

Одной из важнейших задач оперативного планирования перевозок военных грузов автомобильным транспортом яв­ляется увязка грузопотоков в маршруты. После закрепления потребителей (воинских частей) за поставщиками (складами), т.е. решив транспортную задачу обеспечив тем самым минимизацию транспортной работы, решаем следующую задачу – маршрутизацию. В дальнейшем, необходимо рассчитать потребность в автомобильной технике для спроектированной системы, выбрать наиболее эффективную технику для выполнения перевозок, оптимизировать и организовать работу автомобильного транспорта.

Решение вопросов совершенствования теории транспортных процессов и функционирования транспортных систем имеет важное организационное, экономическое и социальное значение, ибо на основе теоретических положений грузовых автомобильных перевозок разраба­тываются и совершенствуются: система планирования и потребности в транс­портных средствах, система организации труда, методики выбора и обоснования при­менения подвижного состава, планирования потребности в ресурсах и оценка принятых организационных и управленческих решений.

Повсеместное применение экономико-математических методов и ЭВМ в планировании, анализе и управлении работой автотранспортных систем при доставке грузов, наличие специалистов в области транспортной логистики в органах управления войск, повысит эффективность системы снабжения материальными средствами как составной части материально-технического обеспечения войск, что, в конечном итоге, позволит успешно решать задачи на современном этапе.

Список использованных источников

1. Александров Л.А. и др. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок / Л.А. Александров, А.И. Малышев, А.П. Кожин, Е.П. Володин и др.; Под ред. Л.А. Александрова. –2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1986.

2. Мочалин С.М., Николин В.И. Николин И.В. Проектирование автотранспортных систем на основе решения транспортной задачи линейного программирования. - Омск, 2000. Деп. ВИНИТИ, № 1255-В00.27.04.00.

3. Наумов А.В. и др. Применение логистических подходов при организации обеспечения войск военно-техническим имуществом при подготовке и в ходе боя / А.В.Наумов, В.И.Усманов, А.С.Тетенькин. Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования: материалы Всероссийской научно-технической конференции (с международным участием). Кн. 2 - Омск: СибАДИ, 2011.

4. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Николин В.И. и др. Грузовые автомобильные перевозки. Монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004.