ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ QFD-МЕТОДА[1]

 

DETERMINATION OF REQUIREMENTS UNDER THE CONSUMER OF QFD-METHOD

 

Семенов В.Л., Иванова Ж.В. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

Semenov V.L., Ivanova G.V. (Chuvash State University)

 

Приведен пример определения параметров качества генератора Г-700 в рамках применения QFD-метода при формировании «голоса потребителя»

The example of determination of the parameters of quality generator G-700 in the application of QFD-method for the formation of the «voice of the consumer»

 

Ключевые слова: качество, потребитель, «голос потребителя», генератор, QFD-метод

Key words: quality, customer, «the voice of the consumer», the generator, QFD-method

 

Одной из ведущих и перспективных отраслей в Чувашской Республике в настоящее время является электроэнергетика и сопровождающее ее электротехническое производство, к которому относится Чебоксарский завод генераторов «Электром».

В настоящее время Чебоксарский завод генераторов «Электром» – это специализированный российский производитель генераторов к автотракторной технике и комбайнам. Высокие технические характеристики, которые были достигнуты на основе внедрения эффективной системы качества предприятия, новых конструктивных решений, обусловлены также современным техническим уровнем производства. Надежность генераторов, ресурс их работы, гибкая система цен и условий продаж обусловливают существование широкой сети потребителей как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Основной проблемой предприятия является повышенный уровень внутреннего и внешнего брака, несмотря на постоянные систематизированные корректирующие мероприятия. Анализ указывает, что к основным причинам повышения брака относятся нарушение технологической дисциплины, износ оборудования, низкое качество продукции поставщиков, отклонения от конструкторской документации.

Одним из основных направлений дальнейшего развития ООО «Электром» является повышения уровня конкурентоспособности в связи ужесточением на рынке электротехнической продукции конкурентной борьбы. В данных условиях предприятие стремиться расширить ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе выпуск совершенно новых стартеров для иномарок Renault Logan, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, электростеклоподъемников и т.д. Это требует производства качественной и востребованной потребителем продукции. Наличие конкурентов заставляет производить продукцию с уникальными параметрами, которая будет востребована и в будущем, что предполагает необходимость прогнозирования данных параметров.

В качестве примера построения «голоса потребителя» в рамках применения QFD-метода был рассмотрен генератор серии Г 700, в рамках которого были поставлены следующие задачи:

·   определить существующую потребность в генераторах на рынке;

·   выявить основные требования потребителей к генератору («голос потребителя»);

·   провести анализ на основе полученных результатов.

Одним из факторов конкурентоспособности продукции является степень соответствия параметров продукции параметрам потребности, что определяет степень соответствия качества «голосу потребителя», поэтому после определения цели анализа по повышению качества продукции необходимо приступить к формированию параметров потребности. Необходимо отметить, что определение параметров потребности может относиться либо ко всей продукции, либо к определенным узлам (опять же в зависимости от поставленной цели и решаемых задач), исполнение которых негативно влияет на качество.

Исходя из природы потребности потребитель субъективно воспринимает качество товара. Субъективно воспринимаемое качество товаров неадекватно оценивает поведение потребителя и определяет субъективность его поведения по отношению к товарам. Физические свойства товара определяют его ценность и составляют основу потребительной стоимости, которая по-разному воспринимается на разных рынках, таким образом, ценность товара – это качество, которое воспринимается на рынке в большей степени не полностью и товар может стать полностью не конкурентоспособным.

В процессе изучения рынка генераторов Г 700 было выявлено, что потребители при покупке продукции смотрят на технические характеристики, на цену, а также на дополнительные характеристики, такие как необходимость наличия аккумуляторной батареи, обслуживание генератора, защита от разряда аккумулятора и диапазон применяемости, в совокупности образующие «голос потребителя» (рис.1). Следует отметить, что приведенный перечень «голоса потребителя» не образует всю совокупность технических характеристик генератора и требований потребителей. Далее для каждого параметра «голоса потребителя» был определен диапазон приемлемых значений с применением методов прогнозирования, который устанавливает степень удовлетворенности потребителя продукцией.

После выявления всех требований к продукции и диапазона их значений следует перейти к выбору оптимальных значений в этих диапазонах. Необходимо отметить, что такой выбор осуществляется на основании поставленной цели, решаемых задач, а также в зависимости от требований рынка (с учетом и будущих требований).

 

Рисунок 1- «Дерево потребности» генератора Г 700

 

Например, такой показатель, как ресурс до первого капитального ремонта был выбран 8000 моточасов на основании того, что если бы ресурс генератора был менее 5000 ч, то для потребителя он не имел бы никакой ценности из-за необходимости постоянного ремонта, и, наоборот, если бы ресурс генератора превышал 8000 часов, то он значительно возрос бы в цене из-за внедрения дополнительных технических решений, позволяющих повысить этот ресурс.

Токоотдача в 55 А была определена при помощи экспертного метода прогнозирования, для чего была образована экспертная группа в количестве 5 человек. Интуитивные знания экспертов указали о необходимости обеспечения именно такого показателя в связи с увеличением потребляемой мощности техникой в будущем за счет дополнительных опций.

Гарантийный срок эксплуатации был определен в три года исходя из динамики увеличения показателей временного ряда с применением метода экстраполяции, относящегося к статистическим методам прогнозирования. В качестве функции управления была взята гипербола.

На рис. 1 выбор основных оптимальных значений параметров потребности выделен жирной линией, причем такой выбор может осуществляться сверху вниз, и наоборот, снизу вверх.

Таким образом, определение «голоса потребителя» («дерево потребности») является одним из определяющих факторов успеха будущей конкурентоспособности любого объекта.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №11-12-21003а/В)