РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В Брянской области

В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

The federal program management training BRYANSK REGION IN A COMPETENCE-BASED APPROACH

 

Скляр Е.Н. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

Sklyar E.N. (BGTU, Bryansk, Russia)

 

Рассмотрены вопросы реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров в Брянской области на базе Брянского государственного технического университета  в условиях применения компетентностного подхода.

The questions of the presidential program of management training in the Bryansk region on the basis of Bryansk State Technical University with the application of the competency approach are considered.

 

Ключевые слова: Президентская программа подготовки управленческих кадров, компетенции, образовательные потребности

Key words: President's program of management training, competence and educational needs

 

В Брянском государственном техническом университете Президентская программа подготовки управленческих кадров (базовая образовательная программа (тип В) реализуется с 1998 г. Программа предусматривают обучение по направлению "Менеджмент" на базе предметного подхода. Общий  объем обучения 550 академических часов, в том числе 180 академических часов обучения иностранному языку; длительность обучения 6 месяцев. 

С 2007 г. обучение по Программе проходит в рамках компетентностного подхода. Компетентностный подход, рекомендованный к внедрению в образовательных учреждениях, реализующих Президентскую программу, в 2007г. экспертным советом Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства  являет собой адаптацию международного (прежде всего, европейского) подхода к моделированию профессиональных требований к специалисту. Этот подход, принятый еще в 1996 г. как целевой и системообразующий компонент в Европейской системе квалификаций, рассматривается сегодня как способ достижения нового качества образования и достижения национально-региональной конкурентоспособности экономики. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития.

В соответствии с логикой компетентностного подхода и трехэтапной схемой финансирования программы (1 этап - направляющая организация; 2 этап - региональный бюджет; 3 этап - федеральный бюджет) все образовательные программы реализуются в 3 этапа, каждый из которых представляет собой логически завершенный по содержанию и результатам обучения комплекс. Каждый этап заканчивается контролем результатов обучения: промежуточной (1 и 2 этапы) или итоговой (3 этап) аттестацией специалистов. По итогам промежуточной аттестации производится допуск специалистов к следующему этапу обучения. В ходе аттестации специалисты проходят on-line тестирование по циклу соответствующего модуля предметов, формирующих базовые управленческие, личностно-коммуникативные и специальные профессиональные компетенции. Специалисты, не прошедшие промежуточной аттестации или показавшие неудовлетворительные результаты, к последующей подготовке в рамках Государственного плана не допускаются.

В Федеральной программе под компетентностным подходом понимается реализация комплекса дисциплин, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.

В 2010 г. БГТУ прошел конкурсный отбор  и получил право на проведение Программы повышения квалификации (тип Q) также с использованием компетентностного подхода.

Миссией Программы повышения квалификации (тип Q), реализуемой в БГТУ, является содействие инновационному развитию региональной экономики посредством увеличения числа бизнес-проектов, выполненных в период обучения специалистами, работающими в инновационных сферах деятельности, способных обобщить имеющийся практический опыт, выявить неиспользуемые возможности инноваций и сформировать новые направления инновационного развития компаний в формате бизнес-плана; инновационное развитие экономики России через развитие человеческого капитала.

Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебных материалов.

Компетентностный подход предполагает выявление образовательных потребностей слушателей. В БГТУ выявление образовательных потребностей проводилось посредством анкетирования на ознакомительном собрании слушателей перед началом занятий, а также при проведении профессионального интервью на этапе отбора кандидатов, проведения групповых дискуссий на занятиях.

Образовательные потребности, удовлетворяемые в процессе обучения по Программе повышения квалификации, представлены в табл. 1.

Модель компетенций менеджера – это набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых ему для эффективной работы в организациях. К формированию набора компетенций, являющихся основой для разработки образовательной программы (контингента специалистов, избираемой сферы деятельности и т.п.), был реализован комплексный подход на основе сочетания различных компетенций, определенных в модели компетенций менеджера соответствующей категории.

Модель компетенций, сформированная специалистами БГТУ с учетом описанных требований, включает:

 

Таблица - Сводная таблица анализа образовательных потребностей слушателей программы повышения квалификации (тип Q) управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в рамках Государственного плана в 2010/2011 учебном  году

Вопрос

Сведения по группе специалистов

1

Цели участия в Программе переподготовки

Приобретение новых знаний и практических навыков в области менеджмента, финансового менеджмента, маркетинга. Расширение круга общения.

2

Какие компетенции хотели бы приобрести слушатели в процессе обучения на  Президентской программе

·                Разработка стратегии развития предприятия (подразделения)

·                Применение методов анализа рыночной среды, способов оценки производственно-экономического потенциала предприятия в целях достижения высокой эффективности производства

·                Овладение принципами и методами рыночной сегментации, формирования спроса и стимулирования сбыта, методами рекламной работы

·                Разработка программы нововведений и плана мероприятий по реализации этих программ

·                Составление финансового плана и бизнес-плана

·                Разработки программы продвижения новых технологий и продуктов

 

1. Общеуправленческие компетенции:

- умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой профессиональной задачи;

-  использование информационных технологий при решении профессиональных задач;

- разработка стратегии развития предприятия (подразделения);

-  разработка вариантов управленческих решений и обоснование оптимального варианта;

- умение разрабатывать и применять  процедуры и методов контроля -;

- использовать основные теории мотивации лидерства и власти для решения управленческих задач;

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

- анализ и проектирование межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.

2. Компетенции специализации программы:

- умение анализировать рыночные возможности и риски открытия малого инновационного предприятия;

- умение работать с нормативно-правовой базой, определяющей особенности функционирования компаний инновационной сфере;

- умение анализировать ситуацию на рынке инновационного продукта и определять его место на нем;

- умение планировать и строить стратегию продвижения инновационного продукта;

- способность проводить оценку инвестиционных проекта при различных условиях инвестирования и финансирования;

- владеть техниками финансового прогнозирования и планирования;

- умение эффективно взаимодействия с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции в процессе создания и последующего распространения инновационного продукта ;

- способность разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций, направлений деятельности, продуктов;

- использование профессиональных программных продуктов в области бизнес-планирования;

- владеть навыками оценки инновационного потенциала региона, организаций, предприятий, отрасли.

Результатом обучения по Программе является совокупность знаний, умений и навыков как основы формирования компетенций современного менеджера, что позволит специалистам эффективно работать в качестве менеджера высшего или среднего звена на предприятиях различных отраслей национального хозяйства любых организационно-правовых форм.

Таким образом, реализация компетентностного подхода обусловила следующие основные характерные черты Программы повышения квалификации:

1. Индивидуализация содержания дисциплин в соответствии с потребностями каждой группы слушателей.

2. Подготовка слушателями проектных работ по соответствующим дисциплинам учебного плана, каждая из которых представляет, по сути, бизнес-план организации производства инновационной услуги или продукта.

3. Применение активных методов обучения и педагогических инноваций. Соотношение использования активных (информационные технологии, работа в команде, кейсы, ролевые игры и др.) и традиционных методов обучения  составляет 80% к 20% соответственно. Преподавателями программы ведется разработка учебных курсов на основе современных подходов, обеспечивающих использование активных методов обучения. Для разработки  кейс-стади, ролевых и ситуационных игр используются также материалы выездных семинаров-тренингов, проводимых преподавателями кафедры  на базе инновационных компаний Брянской области.

4. Постоянный мониторинг формирования компетенций.

 

Список использованных источников

Головина, О.Д.  Реализация федеральной программы подготовки управленческих кадров в условиях компетентностного подхода/ О.Д. Головина,  О.А. Воробьева [Текст] // Вестник удмуртского университета, 2011.- № 3. - С. 14-18.