ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

 

                      Артемова В.С. (БГИТА, г. Брянск РФ)

 

Innovative multimedia supplement of the foreign language teaching process in the Higher Technical Educational Establishment is stated in the given paper.

В статье рассматривается инновационное мультимедийное обеспечение учебного процесса по иностранным языкам.

 

Ключевые слова: инновационный, мультимедийный

Key words: innovative, multimedia

 

Преподаватели иностранного языка в неязыковом вузе призваны выполнять социальный заказ общества – подготовить в короткий срок специалиста, хорошо владеющего иностранным языком. Добиться поставленной задачи – научить студента в течение ограниченного учебными рамками периода говорить, понимать, извлекать информацию различного характера из оригинальных источников – можно, сочетая традиционные и инновационные методы обучения, опираясь на принципы коммуникативного общения.

Традиционное обучение иностранному языку в неязыковом вузе было ориентировано на чтение и перевод специальных текстов, включая изучение грамматических особенностей научного стиля. В настоящее время акцент решительно переместился на развитие навыков и умений устной коммуникации. Устная речь включает в себя слушание или чтение, понимание и репродуктивное воспроизведение прослушанного или прочитанного как в устной (диалогической или монологической), так и в письменной форме.

Инновационные технологии преподавания иностранных языков  в неязыковом вузе заключается в сочетании функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка, и разработки целостной системы обучения речевому общению на профессиональные темы.

Сегодня, когда компьютерные технологии охватили все сферы человеческой деятельности, появилась необходимость усовершенствования процесса обучения иностранному языку, поскольку владение иностранным языком является одним из факторов, влияющих на конкурентоспособность молодого специалиста на мировом рынке труда.

Под усовершенствованием процесса обучения понимается использование инновационных методов, в частности, внедрение в процесс обучения современных инновационных технологий – компьютерных и сетевых средств.

Реализация внедрения современных инновационных технологий в процесс обучения иностранному языку может быть достигнуто путём использования Интернет технологий.

Многообразие информационных ресурсов Интернета позволяет студентам выполнять различного рода заданий поискового и исследовательского характера.

Кроме того, Интернет предоставляет студентам уникальную возможность визуального общения с носителями языка в режиме реального времени, что способствует правильному восприятию живой речи на основе аутентичных звуков, мимики и жестикуляции. Еще одним преимуществом использования Интернета в процессе обучения является проверка усвоения студентами пройденного материала посредством тестирования в режиме реального времени.

Преподаватель должен не только мотивировать студентов к использованию современных инновационных технологий в выполнении некоторых заданий, но и активно применять эти технологии, постоянно повышая свою квалификацию.

Если традиционно  в учебной практике преобладали тренировочные приемы, то современная тенденция заключается в более активном использовании проектных приемов на основе развития познавательной потребности, связанной с профессиональными мотивами, т.к. с помощью иностранного языка  студенты расширяют    профессиональные знания и кругозор.

Потребность в получении новых знаний по специальности становится мотивом речевой деятельности тогда, когда обучаемые осознают, что ИЯ есть средство извлечения из иностранной литературы личностно значимой профессионально ценной информации. Практическое использование этой информации при выполнении речевой деятельности вызывает чувство удовлетворения познавательной потребности обучающихся и положительно влияет на их отношение к иностранному языку.

Последовательная подготовка к этому проводится с первых же занятий языком, на которых студенты знакомятся с терминологией, близкой к его будущей специальности. Учитывая профессиональную направленность изучения ИЯ в экономическом вузе, мы обращаем внимание студентов на значимость анализируемых явлений для их будущей специальности.

В рамках предмета <Деловой иностранный язык > на занятиях со студентами можно успешно проводить деловые игры: <Подписание контракта>, <знакомство с деловым партнером> и др. Динамичность событий и явлений, происходящих в игре, обеспечивает новизну, неожиданность ситуаций и действий, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу участников, способствует осознаю студентами собственной позиции в учении в связи с будущей с трудовой деятельностью. Являясь побудителем познавательного интереса, эмоциональность способствует развитию мотивации достижения и общения. В игре осуществляется также обратная связь как необходимый компонент самоконтроля и рефлексии.

В методической и психологической литературе можно найти описание массы путей и приемов формирования компонентов мотивационной сферы. Но на современном этапе появился новый, очень эффективный инструмент комплексного воздействия на все составляющие мотивации изучения иностранного языка. Речь идет об использовании мультимедиатехнологий.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Современные студенты воспринимают его так же естественно, как и простейшие бытовые приборы. Компьютер для современного студента ассоциируется с прогрессом, успешностью и соответствием духу времени. И этот факт нельзя игнорировать в организации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий приближает обучение к реальной жизни, помогает использовать увлечение студентов компьютерной деятельностью в повышении их интереса к изучению иностранных языков. Мультимедиатехнологии представляют собой несомненную новизну и позволяют внести положительные изменения в традиционный процесс обучения иностранным языкам.

Мультимедиапрограммы делают процесс обучения иностранным языкам более эффективным и потому, что при их использовании стимулируются сразу несколько каналов восприятия, воздействуя на различные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, моторную. Они акцентируют внимание студентов на значимых моментах излагаемого материала и создают наглядные, эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, что также положительно сказывается на качестве овладения иностранным языком.

При использовании компьютерных технологий мы сталкиваемся с высоким уровнем эмоциональной составляющей и в процессе изучения иностранного языка. С одной стороны, через компьютерные программы происходит воздействие на различные виды ощущений, что повышает визуальную насыщенность материала, делает его более ярким, убедительным. С другой стороны, процесс обучения иностранным языкам начинает носить все более креативный характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности студентов. На определенном этапе обучения их можно привлекать к созданию собственных компьютерных произведений-проектов в виде презентаций. Подобное творчество студентов, непосредственно перекликающееся с их насущными интересами, стимулирует мотивацию к изучению иностранного языка за счет привлекательности работы с компьютером

 

Список использованных источников

1.    Митусова О.А. Лингвистический компонент модели современного специалиста  //Строительство-2001:Материалы междунар. научно-практической конф. Ростов-на-Дону: РГСУ, 2003. С.114-118.

2.    Мужланова Е.С., Кисунько Е.И. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка/ Е.С.Мужланова, Е.И.Кисунько//ENGLISH.-2006.-№12.

3.    Булатова Д.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов // Профессиональное образование.-1996,-№1.-С.78-83.