АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Баранова И.М., Котова И.А., Муравьев А.Н. (БГИТА)

Baranova I. M., Kotova I.A., Muravev A.N. (Bryansk State Engineering and Technology Academy, Russia)

 

Analysis of the use of information technology in teaching the mathematical disciplines. Practical recommendations for improving the effectiveness of training.

Анализ использования информационных технологий в  преподавании математических дисциплинах. Практические рекомендации по повышению эффективности обучения.

 

Ключевые слова:  экономико-математическое моделирование

Key words: economic and matematiсs modeling

 

В современной России происходит модернизация всех уровней образования, что во многом связано с переходом организации национального образовательного процесса на принципы Болонской декларации.

Преобразования направлены, прежде всего, на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях.

В учебных планах по подготовке бакалавров экономического профиля в последние годы появились дисциплины, которые позволяют повысить качество подготовки по математике: математический анализ, методы оптимальных решений, математические методы в экономике, теория игр и др.

Данные дисциплины наряду с макро- и микроэкономикой, являются фундаментальными дисциплинами современного экономического образования. Знания, полученные при их изучении, должны быть использованы в процессе дальнейшей подготовки студентов по специальностям экономического направления.

Основные задачи преподавания прикладных математических дисциплин  состоят в том, чтобы показать особенность этих наук, расположенных между экономикой и классической математикой; научить студентов использовать данные или наблюдения для построения количественных зависимостей для экономических соотношений, для выявления связей, закономерностей и тенденций развития экономических явлений. Кроме этого, также выработать у студентов умение формировать экономико-математические модели,  основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивать неизвестные параметры в этих моделях, делать прогнозы и оценивать их точность.

Выполняя все эти задачи, будущий специалист сталкивается с  необходимостью сбора и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием информационных технологий.

Важной областью применения новых информационных технологий является экономика. К сожалению, сложившаяся система экономического образования часто не справляется с задачами, поставленными перед ней обществом, одна из которых — воспитание специалистов с высоким уровнем математической и информационно-технологической подготовки, способных применять в своей работе инновационные методы, готовых быстро адаптироваться к новым требованиям производства. Возникает необходимость совершенствования подготовки студентов, осваивающих экономические специальности, к использованию экономико-математических моделей в будущей профессиональной деятельности.

Одним из путей решения этой проблемы является внедрение информационных технологий в процессе обучения студентов, которое должно проводиться параллельно с разработкой соответствующего методического обеспечения.

Появление таких систем компьютерной моделирования как MathCad, Mathematica, Econometric Views и др. явилось следствием быстрого развития и внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека. С их появлением стало не только возможным, но и необходимым качественно изменить технологию обучения и форму представления материала, сделать материал более наглядным и доступным, а обучение — более эффективным.

Для того чтобы предоставить студентам возможность не только полноценно подготовиться к сдаче экзаменов, но и получить представление о возможностях информационных технологий в области математического моделирования, преподаватель, ведущий обучение данного предмета, сам должен иметь определённый уровень профессиональной подготовки.

На начальном этапе обучения вводятся основные понятия и методы изучаемой дисциплины, но и даются базовые сведения о применяемой компьютерной системе  и её основных возможностях. В соответствии с главной задачей, поставленной на этом этапе подготовки, итогом его является выработка умений и  навыков использования базовых возможностей данного программного продукта, привыкание студентов к интерфейсу системы и правилам работы с ней. Большим преимуществом, которое предоставляет обучаемым использование систем  компьютерного моделирования, по сравнению с традиционными методами, является возможность подтвердить правильность изученного на лекции теоретического материала и применить полученные знания при выполнении практических заданий. При этом вырабатываются умения и навыки использования полученных параллельно знаний по основам информатики. Поэтому на данном этапе в качестве примера необходимо приводить полные фрагменты документа моделирующих систем  при выполнении типичных задач. При выполнении индивидуальных и расчетно-графических работ студенты приобретают навыки использования интерфейса, учатся правильно записывать математические формулы и выражения, устранять обнаруженные ошибки. Важной задачей, решаемой на данном этапе обучения, является подготовка студентов, как в теоретическом, так и в практическом плане к дальнейшему изучению прикладной математической дисциплины, поэтому его можно считать подготовительным.

На следующем этапе подготовки студентов экономических специальностей основными задачами является, прежде всего, овладение знаниями линейного, нелинейного и динамического программирования (планирования), теории графов и теории сетей, а также углубление имеющихся знаний в области теории вероятностей и математической статистики и формирование умений применить полученную теоретическую подготовку на практике. Происходит переход на качественно новый уровень овладения методологическими понятиями математической теории с применением информационных технологий.

На этом этапе обучения от студентов требуется уметь применять знания и навыки, полученные на начальном этапе. У студентов вырабатываются навыки самостоятельного исследования, оформления и редактирования процесса решения и грамотного изложения полученных результатов. Одной из достигаемых при этом целей является формирование основ экономической культуры. Применяемые при этом возможности систем моделирования позволяют фокусировать внимание на особенностях применения численных и аналитических методов в решении прикладных задач, определять области и границы их применения.

В результате использования в учебном процессе информационных технологий существенно повышается заинтересованность студентов в глубоком изучении математики, облегчается усвоение структурных связей между различными курсами. Возможность избегать больших по объёму преобразований и вычислений позволяет им выполнять математический и экономический анализ, не теряя линии рассуждений.

В процессе использования информационных технологий в обучении математических дисциплин устанавливаются и укрепляются межпредметные связи между математическим анализом, методами оптимальных решений, теорией игр, экономической теорией, эконометрикой и др. Все перечисленные обстоятельства, в целом, развивают и формируют личность студента, а в дальнейшем и специалиста экономического профиля.

Учитывая мировой опыт и огромные функциональные возможности систем моделирования, проблема применения этих системы при обучении математике приняла особую актуальность, особенно в области профессиональной подготовки бакалавров и магистров. Решение этой проблемы будет содействовать повышению уровня математической и общей профессиональной подготовки будущих экономистов, также интеграции российской системы образования в мировую.

Список использованных источников

1.   Коротков Э.М. Управление качеством образования./Э.М. Коротков. -  М.: Академический проспект: Мир, 2006.

2.   Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика. / В.П. Дьяконов. – М.: Нолидж, 2001. – 129 с.