ЛУЧШИЕ  ПРАКТИКИ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  БРЯНСКОГО  ФИЛИАЛА МЭСИ  В  ОБЛАСТИ  ЭЛЕКТРОННОГО  ОБУЧЕНИЯ  И ИННОВАЦИОННЫХ  МЕТОДОВ  ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Дуляк Н.О., Фомичёва Л.В. (Брянский филиал МЭСИ, г. Брянск, РФ)

Dulyak N.O., Fomicheva L.V. (MESI, Bryansk branch, Russia)

 

Из опыта работы по использованию образовательной среды «Виртуальный Кампус» в условиях реализации модели смешанного обучения в образовательном процессе учебного заведения.

The results of using the “blended learning” model in the education on the LMS-base (Virtual Campus) are stated in this paper.

 

Ключевые слова: электронное обучение, «смешанное обучение», инструменты Web 2.0

Key words: e-learning, “blended learning”, tools of Web 2.0

 

Повышение качества обучения является одной из стратегических задач современного вуза.  Вполне очевиден факт, что активное использование Интернет - технологий позволяет существенно повысить качество учебного процесса в целом, сделать его более интересным, эффективным и оптимальным.

В Брянском филиале МЭСИ реализуется модель смешанного обучения в образовательном процессе с 2009 года.

Как известно, термин «blended learning» (смешанное обучение)  подразумевает, что программа обучения строится как из элементов классических форм взаимодействия преподавателей и студентов, так и из элементов синхронного и асинхронного электронного общения.

 Преподаватели Брянского филиала МЭСИ используют разнообразный информационно-коммуникационный инструментарий в практике своей работы.

Синхронные коммуникации как средства общения, позволяющие общаться в режиме реального времени, к которым относятся чат, аудио конференции, видео конференции, электронные доски и другие, эффективно применяются в процессе преподавания таких дисциплин как «Студент в среде e-learning», «Профессиональная карьера выпускника», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Информационная безопасность», «Экономика организации», «Организация секретарского обслуживания».

Синхронные коммуникации требуют очень качественного Интернет- соединения и, в большинстве случаев, модемное соединение для этого не подходит. Более того, использование синхронных коммуникаций требует высоких технических характеристик компьютера, но не каждый студент может это себе позволить. Поэтому, для организации совместной работы преподаватель-студент в Брянском филиале гораздо шире применяются асинхронные средства коммуникаций.

Считается, что асинхронные коммуникации - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой по времени. К ним относят  электронную почту,  систему обмена файлами,  форум, тематические рассылки.

Форум и электронная почта являются основными элементами компьютерных коммуникаций, используемых в смешанном обучении, и успешно применяются в Брянском филиале для студентов всех форм обучения в рамках преподавания  учебных дисциплин.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая  используется в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. Она позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций  при всех видах учебной и внеучебной деятельности, незаменима при выполнении курсового и дипломного проектирования, в процессе взаимодействия кураторов с родителями. Независимо от времени и места студент получает разъяснения или ссылку на информационный ресурс для решения возникших вопросов и проблем при выполнении домашних  заданий.

Смешанная модель обучения позволила предоставить студентам филиала новые возможности по изучению дисциплин – независимость от времени и места, мобильность, повсеместность, непрерывность и простота доступа к учебной информации.

 СДО «Virtual Campus»  в «смешанной модели» позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин – аудио- и видеозаписи, анимации и симуляции. Подсистема обмена информацией:  форум, почтовая рассылка, доски объявлений, обмен файлами активно используются в Брянском филиале для организации взаимодействия между участниками учебного процесса в рамках преподавания большинства учебных дисциплин («Менеджмент», «Экономика отрасли», «Основы бизнеса», «Основы банковского дела», «Финансы, денежное обращение и кредит»).

Off-line - форум как инструмент для организации виртуального общения отлично подходит для ведения дискуссий, развивает речевые и письменные навыки студентов, используется в качестве средства контроля выполнения домашних заданий.

Тематические форумы по преподаваемым дисциплинам выступают в качестве виртуальных семинаров, для обсуждения определенной темы или отдельно взятой ситуации. При управлении дискуссией,   преподаватель может  использовать вопросы вместо ответов, так как простая констатация фактов может вызвать неприятие. Вопросы представляют собой вызов или провокацию и используются для того, чтобы побудить студентов к решению поставленной задачи.  В ходе дискуссии студенты  учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Система обмена файлами позволяет организовать  текущий  контроль выполнения заданий.   В системе оценки знаний и умений студентов акцент  смещается в сторону результативности обучения. Преподаватель просматривает представленные работы, дает рекомендации и комментарии по работе и выставляет оценку.

Wiki, как сетевой инструмент, представляет собой  веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Технология Wiki интересна своими возможностями для организации взаимодействия и совместной работы. Эта технология подходит для создания базы знаний, выполнения технических заданий и подготовки различных документов, с которыми  осуществляется совместная работа нескольких пользователей. Лучшие результаты использования этой технологии в образовательной деятельности нашего филиала получила преподаватель дисциплины «Технология разработки программных продуктов»  Н.О. Дуляк в ходе реализации проектной учебной деятельности.

Примеры использования Wiki-технологии в Брянском филиале:

  Разработка глоссария.  Разработка глоссария является составной частью любого учебно-методического комплекса. Студенты в неурочное время изучают, редактируют и предлагают свое видение терминов, опубликованных предварительно в Wiki. В результате  занятия, которое может проводиться как в свободном режиме времени (off-line), так и в реальном времени (on-line), на сервере сохраняется результат работы группы доступный всем участникам. Критерием качества занятия является активность участников и содержание сообщений.

  Создание коллективного учебного материала. Студентам выдается задание на подбор, анализ и структурирование учебного материала с последующей его публикацией и обсуждением в Wiki.

Использование в учебном процессе Wiki-среды предполагает взаимодействие студента с преподавателем, другими студентами, информационными ресурсами и технологиями. В такой учебной среде создается благоприятная обстановка для сотрудничества студентов, для обсуждения ими различных точек зрения в отношении исследуемой проблемы. Работа студентов в парах или малых группах на различных стадиях учебного процесса увеличивает возможности получить информацию друг от друга. Обсуждение, беседа помогают обдумать идеи,  аккумулировать накопленный науками опыт и создавать новые знания.

Все преподаватели Брянского филиала практикуют инновационные методы обучения с использованием ИКТ. Но наиболее значимых результатов в этой деятельности добились преподаватели Дуляк Н.О., Чукова Е.В., Фомичёва Л.В., Кащеева Т.Н., Чередникова Е.Н., Силаева О.Я., Паршикова Е.П.

С 2011/2012 учебного года в Брянском филиале стал ежегодным конкурс  на звание лучшего преподавателя, активно использующего информационно-коммуникационные технологии и инновационные методы. Итоги конкурса   подводятся к концу июня месяца. Победитель  награждается Дипломом и ценным подарком.