Методические проблемы повышения эффективности обучения  при применении экологических унифицированных программных продуктов

 

Гамазин В.П. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Gamazin V.P (Bryansk state engineering technological Academy, Russia)

 

The analysis of the implementation of environmental programmes in the preparation of the students of the environmental profile. Methodological problems in the preparation of laboratory exercises

Анализ внедрения экологических программ при подготовке студентов экологических профилей. Методические проблемы при подготовке лабораторных занятий

 

Ключевые слова: оценка воздействия на окружающую среду.

Key words:  environmental impact assessment.

 

Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению ряда дисциплин с уклоном на применение специализированных информационных ресурсов, таких как программ для экологического проектирования, проведения комплексной экологической оценки  и прогнозирования ситуации на перспективу, создание и ведение единой базы данных в сфере экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды, которые способствует повышению эффективности процесса управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Экологическое проектирование представляет прежде всего прогноз и оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого проекта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенциально может оказать негативное воздействие на окружающую среду (технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития экономических зон, проекты ГТС и пр.)

Экологическое проектирование в узком значении термина включает процесс экологического обоснования и ОВОС объектов, либо специально предназначенных для изменения неблагоприятных свойств среды обитания человека (проекты полигонов  ТБО или ТПО, очистных сооружений), либо объектов, имеющих прямое природоохранное значение (заповедники, национальные парки, заказники), которое основывается на ряде принципов, в том числе и таких как геоэкологиеские.

В то же время рост объемов информации, ужесточение национальных и прежде всего международных экологических ограничений и требований заставляет все более эффективнее и рациональнее проводить проектные и изыскательные работы в области инженерной экологии. Это требует параллельно повышать уровень подготовки будущих выпускников в области экологического проектирования, в т.ч. переориентацию их на автоматизированные, т.е. компьютерные технологии проектирования.

Внедряемые в учебный процесс при подготовке по направлению бакалавров  «Техносферная безопасность»  специализированные компьютерные программы на базе программных продуктов таких разработчиков как НПО «Логус», НПО «Интеграл» и т.д.,  опираются на организационно-методические документы и методические указания, разработанные на конфетные виды производства или вид воздействия (выбросы, образования отходов или сбросов сточных вод), количество которых составляет более 300 видов. При работе с программой, ориентированной на конкретную задачу, студент изначально должен изучить саму методику проведения работ, выполнения расчетов и базу данных по видам воздействия, что вызывает затруднее в связи с отсутствием каких-либо методических или учебных материалов в самой программе.

Для этого преподаватель обязан изначально ознакомить с самой методикой, раскрыть алгоритм и последовательность проведения расчетов, а затем на основании примерных задания допустить студента к изучению компьютерных программ. При этом федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и учебный план подготовки по этому направлению не предусматривает базовых компонентов, что устраняется возможностью ввода для студентов вузовского компонента. При этом ограниченность по аудиторной нагрузке и объема материала представляет значительную проблему для повышения эффективности усвоения материала студентами, в т.ч. при отсутствии четких и обоснованных справочных или учебных материалов по программам. Разработка методических и иных пособий преподавателем затрудняется рядом фактором, а именно:

-отсутствие четких требований в программе подготовке студентов по объему и содержанию этих программ;

- ряд программ носит «модульный характер», т.е. в одной программе представлены более 40 методик расчета, что сводит на нет возможность охватить за аудиторное время их изучить и усвоить;

- ряд программ построены на принципу «последовательности»: для работы в ней необходимо изучить ряд предыдущих программ, что приводит к тому, что студент, не усвоивший другие программы, не сможет соответственно перейти к изучению последующих программ;

-интерфейсы программ одного направления, например, при оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха имеет ряд отличий и соответственно приводит к искажению конечного результата при одном и том же варианте работы.

-периодическое изменение в методиках расчетов приводит к автоматическому изменению и редактированию как самой программы, так и ее интерфейса,  что не всегда оправдано и вызывает необходимость перестраивать и учебный процесс и перерабатывать саму методическую основу.

Существенное достоинство перечисленных программ – они позволяют автоматизировать не только процесс ОВОС, но и трудоемкий процесс выработки мер и формирования плана мероприятий по снижению воздействия, а также осуществлять моделирование различных вариантов развития событий на планируемом производстве.

Для устранения этого и повешения качества образовательного процесса  можно рекомендовать следующие меры:

- в методическом обеспечении делать основной акцент на последовательность  выполнения ввода данных и выбора источника информации, а сами методики выносить на изучение на параллельную дисциплину, завязанную на экологическое проектирование;

- преподавание дисциплин экологической направленности должно вестись в основном с использованием местного материала, так как рассмотрение экологических проблем, имеющих место непосредственно в данном регионе или местности и влияющих на жизнь и здоровье людей, на экономику региона, дает значительно больший познавательный и воспитательный эффект, нежели рассмотрение мировых экологических проблем, причем даже в самой экологически благополучной местности материалов для подобного рассмотрения оказывается предостаточно;

- наиболее удобным и быстрым средством достижения указанных целей является оперативное создание и использование мультимедийных учебных пособий, представленных в Интернет-ресурсах, которые подготавливаются уже разработчиками программ, но в сжатом виде с выносом только основных моментов работы программы без пояснений работы базы данных и ввода данных в программу;

- разработка электронного учебного пособия с включением видеоуроков по каждой программе, которые призваны стимулировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, поэтому кроме учебного текста по каждому заданию видеоурок по аналогичному заданию.

 

Список использованных источников

1.        Канеевой, И.А. Использование современных образовательных технологий  в экологическом образовании [Текст]/ Канеевой, И.А.- Р-на-Д.: МБОУ МОЦ, 2012. - 112 с.

2.        Зубова, Н.Р., Зарипов, СА. ЗАО «Научно производственное предприятие "ЛОГУС"» АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТ при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)[Текст]/ Экология и промышленность России// Н.Р. Зубова, СА. Зарипов. - №6. 1998. – С.11-13.