РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ  СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ САТ

 

Лукавский П.Б. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Development and use of information systems and technologies at training of specialists

 

Подготовка будущих специалистов и бакалавров в технических вузах всё в большей степени ориентируется на информационные образовательные ресурсы, которые являются элементом модернизации современного образовательного пространства, ориентированы на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение уровня мотивизации и профессиональной культуры выпускников указанных вузов [1].

В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки бакалавров техники и технологии использование информационных ресурсов является приоритетным при подготовке, поскольку они могут использоваться в качестве учебного, методического или справочного материала, позволяющего студенту самостоятельно или под руководством преподавателя более качественно и всесторонне изучить и закрепить полученные умения  и навыки.

В работе [2] рассматривается проблема создания учебно-научно-производственного центра автомобильного сервиса и транспорта (УНПЦ «Аси-Т») БГИТА как высокотехнологичной учебно-научно- производственной базы (УНПБ) образовательного учреждения, предназначенной для подготовки персонала (кадров) как для систем (отраслей) технической эксплуатации и автосервиса, так  и для системы образования. При этом в  качестве основных структурных  подразделений указанного центра (рисунок 1)  является учебно-научно-производственные модули (УНПМ) – лаборатории, оснащенные современным учебным лабораторным и технологическим автосервисным оборудованием, а именно:

- УНПМ – лаборатория по диагностике, ТО и Р механических частей двигателей автомобилей;

- УНПМ – лаборатория по диагностике, ТО и Р систем питания и зажигания, в т.ч., электронных систем управления двигателем (ЭСУД);

- УНПМ – лаборатория по диагностике, ТО и Р автомобильных колес;

- УНПМ – лаборатория по диагностике, ТО и Р систем, узлов, приборов и устройств, обеспечивающих безопасность движения (тормозное и рулевое управления, внешние световые приборы, колеса и т.п.) автомобилей;

- УНПМ – лаборатория по диагностике, ТО и Р электрооборудования автомобилей;

- УНПМ – лаборатория по установке на автомобили дополнительного оборудования и его сервисному сопровождению;

 

Рисунок 1– Структурная схема  УНПЦ «АСиТ» БГИТА

 

 

- студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ) и научно-внедренческий отдел (НВО);

- участок (цех) по изготовлению (производству) учебного лабораторного и технологического автосервисного оборудования.

Основными задачами (направлениями работ) разрабатываемого и создаваемого центра являются:

1. Разработка, создание и внедрение в учебный процесс и производство элементов (приборов, узлов, систем, агрегатов) конструкции автомобилей (АТС).

2. Создание и внедрение в учебный процесс и производство учебного лабораторного и технологического автосервисного оборудования, разработанного в центре.

3. Внедрение в учебный процесс и производство высокотехнологического учебного и технологического оборудования, изготавливаемого (выпускаемого) специализированными научно-производственными объединениями (НПО), фирмами и компаниями.

4. Разработка, создание и внедрение в учебный процесс учебно-научно-производственных модулей (УНПМ) – лабораторий, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием, учебными автомобилями для получения практических навыков по контролю их технического состояния (диагностированию), техническому обслуживанию и ремонту.

5. Разработка указаний и пособий к лабораторным и практическим работам по дисциплинам, читаемым на кафедре «Технический сервис».

6. Разработка технологий по автосервисным услугам для предприятий различного типа и назначения системы (отрасли) автосервиса.

7. Разработка (проектирование) автосервисных предприятий различного типа и назначения для системы автосервиса и оказания услуг по их созданию и вводу в эксплуатацию по заявкам клиентов.

8. Подготовка персонала научной квалификации кандидат технических наук.

При этом практически направления работ всех подразделений разрабатываемого центра, в той или иной мере, связаны либо с разработкой, либо с использованием информационных систем и технологий.

Ниже рассмотрено использование информационных систем и технологий по первым трём направлениям работ создаваемого центра (пункты 1, 2, 3).

1. Одной из основных тенденций развития автомобильного транспорта, проявившиеся в последние десятилетия и оказывающие непосредственное влияние на подсистему технической эксплуатации и систему автосервиса, является совершенствование конструкции автомобилей (системы впрыска и компьютерного управления рабочими процессами двигателя, турбонаддув, автоматические коробки передач, антиблокировочные и противобуксовочные системы, системы кондиционирования и вентиляции и др.), что способствует повышению технико-эксплуатационных свойств, но одновременно серьёзно повышает требования к методам, оборудованию и технологиям обеспечения работоспособюности автомобилей при их технической эксплуатации [2].

Многие из 40 разработок, осуществленных под руководством и с участием автора данной статьи и защищенных авторскими свидетельствами (например, А.С. № 931510, 1184166, 1170692, 1167848, 1029527 – варианты систем автоматического регулирования скольжения колес автомобиля в тяговом режиме; А.С. № 1187380, 1239001, 1232531 – варианты систем автоматического регулирования скольжения колес в тормозном режиме; А.С. № 1205439, 1232510 – устройства автоматической стабилизации скорости движения транспортного средства; А.С. № 1771169, 1832630- устройства предотвращения опрокидывания транспортного средства;   А.С. 1790123 – устройство предотвращения заноса автомобиля и др.), относятся к информационно-управляющим системам и установкам, так как имеют в своём составе все их элементы, а именно: датчики для получения необходимой информации о параметрах режимов работы объекта управления и её преобразования в удобную для последующего использования форму, управляющее устройство, воспринимающее информацию с датчиков, осуществляющее обработку (анализ) этой информации и при отклонении величин регулируемых параметров от нормативных (оптимальных), выдающий сигналы исполнительным органам (устройствам) и исполнительные органы (устройства), осуществляющие воздействие на объект управления для его возвращения к оптимальному режиму работы.

В рассматриваемых разработках информация с датчиков преобразуется в электрические сигналы, а в качестве управляющего устройства используется электронный блок управления (ЭБУ, мини-компьютер, контроллер).

При изучении указанных информационно-управляющих систем и устройств студенты специальности САТ получают знания по их устройству, принципам работы и методам разработки.

2. На кафедре «Технический сервис» и в создаваемом учебно-научно-производственном центре совместно со студентами специальности САТ также ведутся работы по созданию и внедрению в учебный процесс и производство учебно-лабораторного и технологического автосервисного оборудования, разработанного в центре (направление работ по пункту 2) и внедрению в учебный процесс и производство технологического автосервисного оборудования, изготавливаемого (выпускаемого) специализированными научно- производственными объединениями (НПО), фирмами и компаниями (направление работ по пункту 3).

Также,  как  и  разработки,  рассмотренные в направлении работ по пункту 1, большинство разработок по направлениям работ по пунктам 2 и 3  относятся к информационным системам и комплексам, реализующими информационные технологии, однако, так как они предназначены, в большинстве своём, для контроля технического состояния автомобилей или их элементов (систем, узлов, механизмов и агрегатов), то они должна быть отнесены к информационно-контролирующим системам и комплексам.

При этом примером разработки по направлению работ по пункуту 2 является «Стационарный стенд для проверки и очистки электромагнитных формунок (ЭМФ) бензиновых двигателей», который является информационно-контролирующим и управляющим, позволяющим получить информацию по техническому состоянию каждой из комплекта двигателя электромагнитной форсунки (герметичности, качеству распыла и производительности) с последующей их очисткой при необходимости в ультразвуковой ванне.

Стенд состоит из гидромеханической части, датчиков ограничения перемещения подвижного блока приёмных измерительных стаканов, электронного блока управления и исполнительных органов, в качестве которых в стенде выступают непосредственно ЭМФ, электромагнитные клапаны (ЭМК) для слива жидкости, электродвигатель и реле включения ультразвуковой ванны.

Примером разработки по направлению работ по пункту 3 является усовершенствованный учебный лабораторный стенд-тренажёр «Система управления инжекторного двигателя» модели СУИД -2111.01, который позволяет студентам специальности САТ получать дополнительные (практические) знания по устройству и принципу работы одной из основных современных информационно-управляющих (компьютеризированных) систем автомобилей  -  электронной системы управления двигателем (ЭСУД) с распределенным впрыском топлива (бензина), а также получать практические навыки по контролю технического состояния (диагностирования) системы управления инжекторного двигателя с помощью компьютерного мотор-тестера МТ-2, а также систем питания, зажигания, электромагнитных форсунок и искровых свечей зажигания с помощью диагностических компьютеризированных тестеров ДСТ-10С и ДСТ-6С-МК, измерителя давления топлива ИД-У и другого диагностического оборудования.

Студенты специальности САТ принимают активное участие и в других направлениях работ создаваемого учебно-научно-производственного центра, что позволяет повысить качество образовательного процесса при подготовке специалистов указанной специальности.

 

Список использованных источников

1. Щуревич, В.А. Информационно-образовательное пространство вуза/ В.А. Щуревич [и др.]// Высш. образование в России. – 2009. - № 4. – С. 71-76.

2. Лукавский, П.Б. К проблеме создания учебно-научно-производственного центра автомобильного сервиса и – транспорта (УНПЦ «Аси-Т» БГИТА)/ П.Б. Лукавский, В.Н. Лобанов // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы научно-методической конференции (апрель-май 2012 г.) под ред. С.А. Симонова, В.П. Шелухо, Л.И. Селиверстовой. – Брянск: БГИТА, 2012. – с. 188-193

3. Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебн. для вузов 4-е изд; перераб. и дополн. [Текст] / Е.С. Кзнгецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. – Москва.: Наука, 2001. – 535 с.