ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЮДЯМ С МАЛЫМ ОПЫТОМ РАБОТЫ НА ПК

 

INFORMATION TECHNOLOGIES TEACHING TO PEOPLE WITH LITTLE PC EXPERIENCE

 

Патракова А.В., Маринин И.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Patrakova A.V., Marinin I.V. (Bryansk State Academy of Engineering and Technology, Russia)

 

The features of information technologies teaching analysis to people with little PC experience.

Анализ особенностей преподавания информационных технологий людям с малым опытом работы на персональном компьютере.

 

Ключевые слова: преподавание информационных технологий

Key words: information technologies teaching

 

Сегодня уже сложно представить себе нашу трудовую деятельность, да и повседневную жизнь, без использования компьютерных средств обработки и представления информации. Еще  в недалеком прошлом для успешного ведения дел предприятий и организаций достаточно было иметь в штате квалифицированных специалистов в соответствующих областях. Бесспорно, это и сейчас не потеряло актуальности, более того, имеет решающее значение в определении эффективности и конкурентоспособности. Однако, в настоящее время, кроме всего прочего, от работника требуется владение современными информационными технологиями. Несмотря на бурные темпы информатизации, оказывается, что в силу разных причин некоторые категории людей не готовы использовать в своей профессиональной деятельности возможности, предоставляемые ими. От человека требуется постоянное повышение квалификации.

Как правило, повышение квалификации в области ИТ предусматривает наличие определенного уровня владения ПК, причем, в данном случае он будет определяться в большей степени опытом работы с соответствующими программными средствами. Преподавание ИТ людям с малым опытом работы на ПК характеризуется рядом особенностей, учет которых позволяет существенно повысить качество обучения. Прежде всего, речь идет о факторах, определяющих направленность и организацию образовательного процесса (см. рисунок 1).

Здесь, особое внимание следует уделить формированию учебных групп, целям и методике преподавания. При формировании групп слушателей, необходимо проводить предварительную оценку знаний и навыков работы на персональном компьютере. Группы должны формироваться примерно с одинаковым начальным уровнем подготовки, родом профессиональной деятельности и возрастным фактором.

При разработке методики преподавания следует руководствоваться требуемыми знаниями, навыками и уровнем работы на ПК. Методика преподавания должна включать в себя индивидуальный подход, использование визуальных средств и мультимедиа-технологий в преподавании, организацию самостоятельной работы с использованием дистанционных методов контроля результатов обучения.

Рисунок 1 – Факторы организации образовательного процесса

 

Как показывает опыт, в процессе обучения возникают следующие проблемы (см. таблица 1):

 

Таблица 1 – Проблемы обучения и их причины

Проблемы, возникающие в процессе обучения

Причины

Неспособность усваивать новый (незнакомый) материал, приобретать новые навыки работы на ПК, выполнять новые (незнакомые) действия

a)    Психологический фактор

b)   Необучаемость

Низкая (разная) скорость усвоения новых знаний

a)     Формирование учебных групп с разным уровнем компьютерной грамотности

b)    Игнорирование возрастного фактора

c)     Формирование учебных групп более 10 – 15 человек

d)    Игнорирование рода профессиональной деятельности и формирование учебных групп слушателей разной квалификации

Неспособность визуально воспринимать информацию

a)    Индивидуальные особенности слушателей

b)   Возрастной фактор

Низкая результативность обучения

a)    Невыполнение учебной программы (не полное освоение новых знаний)

b)   Игнорирование слушателями самостоятельной работы

c)    Обучение в группах более 10 – 15 человек

d)   Обучение в группах с разным начальным опытом работы на ПК

e)    Обучение в группах, сформированных из слушателей разной квалификации и профессиональной принадлежности

 

Большую роль в неспособности усваивать новый материал, приобретать новые навыки работы на ПК играет так называемый психологический фактор. Особенно ярко он проявляется у слушателей старше 40 – 45 лет. Он выражается, прежде всего, в том, что человек боится выполнить те или иные действия на ПК, или показать незнание в определенной области. Основным путем решения данной проблемы является установление доверительных отношений с преподавателем и обеспечение индивидуального подхода в процессе обучении.

Однако, существует и другая, более серьезная причина – это необучаемость слушателя. Принято игнорировать, а то и вовсе исключать тот факт, что существуют люди, которые, в силу разных обстоятельств, становятся неспособными к обучению, к получению новых навыков и знаний. Часто, внешне, это может выражаться в игнорировании заданий преподавателя, в провоцировании конфликтных ситуаций в процессе обучения. Такая проблема может быть решена введением в предварительное тестирование специализированных заданий, направленных на выявления таких особенностей.

Часто, в больших группах (более 10 – 15 человек) с разным уровнем компьютерной грамотности, а так же сформированных без учета рода профессиональной деятельности, квалификации и возрастного фактора наблюдается низкая (разная) скорость усвоения материала. Это связано с тем, что в таких группах трудно контролировать текущую успеваемость на разных этапах подготовки и практически невозможно обеспечить должный индивидуальный подход. Поэтому, при организации образовательного процесса, необходимо строго придерживаться вышеобозначенных критериев. Это, кроме всего прочего, улучшит и результативность обучения в целом, на которую большое влияние оказывает своевременное и полное выполнение учебной программы и качество самостоятельной работы слушателей.

В преподавании информационных технологий широко используются мультимедийные и визуальные средства представления учебной информации, что значительно повышает эффективность обучения. Однако, для людей с малым опытом работы на ПК это часто сопряжено с новыми трудностями, связанными с необходимостью освоения дополнительных навыков. Вместе с тем, часть слушателей оказывается неспособной визуально воспринимать учебный материал, что в основном продиктовано индивидуальными особенностями и, нередко, возрастным фактором.

Для контроля процесса обучения крайне необходимо обеспечение взаимного диалога между преподавателем и слушателем. Такой подход предполагает проведение индивидуальных online-консультаций и использование дистанционных средств в обучении. Здесь на отечественном рынке хорошо себя зарекомендовали СДО «Прометей, «WebTutor», «eLearning3000», «СДО», «СТ Курс», «Батисфера».

Учитывая все особенности преподавания информационных технологий людям с малым опытом работы на ПК, можно достичь высокого результата в подготовке и целей обучения вне зависимости от начального уровня компьютерной грамотности.