РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

 

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE ENGINEERS

 

Плескачева О.Ю., Хохлова М.В., Соболева Г.Н., Рыжонкова Ю.С.

(БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Pleskacheva O.Y., Hohlova M.V., Soboleva G.N., Ruzhonkova Y.S.

(Bryansk State Academy of Engineering and Technology, Bryansk, Russia)

 

В статье рассматривается оптимальность применения современных информационных технологий к повышению качества подготовки субъектов инженерной деятельности и формирования у них профессиональных компетенций.

The article discusses the best use of modern information technologies to improve the quality of engineering subjects and shaping their professional competencies.

 

Ключевые слова: инженерное образование, компетентностный подход, технологическая компетентность инженера, информационные технологии.

Key words: engineering education, competent approach, technologic competence of an engineer, information technology.

 

Анализ основных тенденций развития и требований к инженерному образованию и инженерной деятельности, указывает на необходимость введения новых образовательных конструктов, характеризующих качество профессиональной подготовки.

Учет требований, предъявляемых к профессиональной деятельности инженеров и анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений по различным инженерным специальностям и направлениям подготовки инженеров, позволили определить содержание технологической компетентности. В рамках исследования технологическая компетентность представлена нами как интегративная совокупность компетентностей инвариантных к области технико- технологической деятельности и предметно-преобразовательных, отражающих специфику направлений и профилей деятельности инженера [1].

К инвариантным компетентностям профессиональной деятельности инженера нами отнесены те, которые включают компетенции, представляющие собой совокупность универсальных, фундаментальных, обобщенных знаний, и освоенных способов деятельности, обеспечивающих конкурентную работоспособность специалиста в технической среде. К ним относятся общекультурная, проектная, инновационно- исследовательская, организационно-управленческая компетентности.

К компетентностям предметно-преобразовательным нами отнесены те, которые включают компетенции, представляющие собой совокупность специфических знаний, умений, навыков и качеств специалиста, направленных на реализацию его профессиональной деятельности с учетом ее предметной направленности. К ним относятся расчетно-конструкторская, сервисно- эксплуатационная, монтажно-наладочная компетентности.

Требования, предъявляемые к подготовке современного инженера, и возникающие при этом методические трудности приводят к необходимости определения способов формирования фундаментальных знаний и овладения инженерной профессией. Существенное значение в формировании технологической компетентности имеют информационные технологии.

Информационные технологии призваны наиболее эффективно осуществлять процессы хранения, обработки, поиска и передачи информации. Успешность учебной и профессиональной деятельности зависит от умения использовать средства обработки данных и коммуникации. В связи с этим одной из генеральных целей высшего профессионального образования является направленность на усвоение студентами информационных технологий. Особую значимость этот факт представляет для профессионалов технической сферы.

С другой стороны, средства информационных технологий позволяют оптимально организовать учебный процесс и являются мощным дидактическим средством.

В.А. Извозчиков под информационной технологией понимает «технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания и использования вычислительных и программных средств информатики» [2,с.47]. Он также выделяет понятие новые информационные технологии (НИТО) в обучении, которые рассматривает как «методологию и технологию учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ» [2, с.31].

В.Ф. Шолохович информационные технологии обучения исследует как «отрасль дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования» [3, с.13].

Р.В. Майер информационную технологию в педагогике определяет как технологию обработки информации на электронных устройствах, связанную с сообщением учебного материала в текстовом, графическом, аудио- и видео- представлениях, программированием, выполнением измерений, тестированием учащихся и оценкой их знаний и умений [4].

К средствам информационных технологий И.В.Роберт относит «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [5, с.11].

С.В. Панюкова выделяет следующие виды учебной деятельности, при которых использование и внедрение средств информационных и коммуникационных технологий является целесообразным:

- осуществление регистрации, сбора, хранения, обработки и передачи информации на базе локальных и глобальных сетей;

- организация высокого уровня интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса;

- осуществление моделирования объектов, явлений при изучении закономерностей процессов микро и макромиров, быстротечных или слишком медленных, или процессов, требующих описания аналогий для лучшего понимания;

- функционирование лабораторных стендов на базе микропроцессорной техники;

- создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности;

- автоматизация процессов контроля результатов учебной деятельности, в том числе продвижения в обучении, тренировки, тестирования;

- автоматизация процессов обработки результатов экспериментов, в том числе в реальном масштабе времени [1, с. 101].

На основе анализа рассмотренных работ были выделены информационные технологии, применимые для студентов технических вузов (таблица 1).

 

Таблица 1 – Виды информационных технологий

Технология

Программные

средства

Назначение

1.

Технология обработки физико-технической

информации

(текстовой,

аудио, видео)

MS Word, Writer, Adobe PageMaker, Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver, Adobe PhotoShop, Adobe Premier, Sound Forge и др.

Используются для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати текстовой информации, для подготовки web-страниц, обработки изображений, видео и аудио данных.

2.

Технология

табличных

расчетов

MS Excel, STATISTICA и др.

Используется для автоматизации процесса обработки табличных данных, решения задач с повторяющимися математическими операциями, обработки статистических данных, графического представления результатов обработки информации.

3.

Технология

численных и

аналитических

(символьных

вычислений)

MathCAD, MatLab, Maple, Mathematica и др.

Используется для численного, аналитического и графического решения физико-технических задач, проверки на размерность конечных результатов.

4.

Технология

моделирования

Компас-3D, Аuto CAD,

T-Flex, подсистемы Simulink и StateFlow пакета MathLab, Lab-View, VisSim, Dymola, Omola, Modul Vision Studium, MultiSim, MicroCap и др.

Используется для моделирования физико-технических процессов и явлений, моделирования электрических цепей.

5.

Технология

программирования

Delphi, Visual Basic, TurboPascal, C++Builder и др.

 

Используется для моделирования физическо-технических процессов и обработки данных.

Применимость информационных технологий к решению широкого ряда физико-технических и профессиональных задач значительно повышает эффективность учебного процесса и может быть направлено на формирование ведущих компетенций: понимание сущности и значения информации в инженерной деятельности, владение общими способами и средствами получения, хранения, обработки и защиты информации, в том числе с помощью компьютера, входящих в структуру общекультурной компетентности. Кроме того, студенты должны быть способны осуществлять моделирование физико-технических процессов, осуществлять чертежно-конструкторскую деятельность в специальных программных приложениях, производить расчет искомых величин, погрешностей, размерностей и т.д.

 

Список использованных источников

1.Хохлова, М.В. Интегративный подход к формированию технологической компетентности будущих инженеров [Текст]: монография / М.В. Хохлова, О.Ю. Плескачева. – Брянск: РИО БГИТА, 2011. – 104 с.

2. Извозчиков, В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения [Текст]/В.А Извозчиков.– С-Пб.: Изд-во РГПУ, 1991. – 120 с.

3. Шолохович, В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / В.Ф. Шолохович. – Екатеринбург, 1995. – 45 с.

4. Майер, Р.В. Информационные технологии и физическое образование [Текст] / Р.В. Майер. – Глазов: ГГПИ, 2006. – 64 с.

5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.