ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ

 

Рыжикова Е.Г. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Ryzhikova E.G. (Bryansk State Technological Academy of Engineering, Bryansk, RF)

 

The introduction, features, advantages and problems of distance learning are described in this article.

Описаны особенности, преимущества и проблемы внедрения дистанционного обучения.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный контент, тьютор

Key words: distance learning, training content, tutor

 

В современном мире происходит развитие и повсеместное использование информационных технологий, которые привносят изменения во все отрасли жизнедеятельности. В сфере образования получает распространение и прочно закрепляется дистанционная форма обучения.

Дистанционное образование – это форма образования, при которой образовательная коммуникация осуществляется по преимуществу опосредованно на расстоянии, на основе использования самых разнообразных видов связи и средств. Оно базируется на следующих принципах [1].

Принцип интерактивности. Отражает увеличение интенсивности обмена информацией между студентами, между студентами и преподавателями.

Принцип стартовых знаний. Потенциальные пользователи курсов дистанционного обучения должны обладать начальной базой знаний и умений по работе с компьютерной техникой, программами, Интернетом.

Принцип индивидуализации. Предполагает использование входного контроля знаний для определения индивидуальных планов обучения и текущего контроля для их корректировки.

Принцип идентификации. Принятие мер для контроля самостоятельности обучения, например использование видеосвязи.

Принцип регламентности обучения. Предполагает планирование и контроль деятельности студентов, сроков выполнения заданий.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.  Подразумевает при разработке и внедрении дистанционных технологий проводить их педагогическую оценку.

Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения.  Дистанционное обучение должно быть доступно различным возрастным и социальным группам населения, обладать возможностью корректировки, дополнения содержания в зависимости от начального  уровня образования учащихся.

Построение дистанционного обучения с соблюдением названных принципов позволит с точки зрения организации, получать образование без отрыва от профессиональной деятельности, в удобное время и нужном темпе; сэкономить средства на проезд к месту обучения и проживания, доступ к обучению получат все желающие не зависимо от места нахождения. С точки зрения содержания, предоставит доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам; будет способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы; повышает уровень образовательных программ за счет предоставления альтернативных программ широкому кругу обучаемых; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе различных стран [1,3].

  Дистанционное обучение можно использовать для получения высшего образования, дополнительного образования, прохождения курсов повышения квалификации, изучения специальных дисциплин по интересам, углубленного изучения материала, ликвидации пробелов в знаниях по отдельным курсам, переподготовки по дисциплинам, по которым получены неудовлетворительные оценки, подготовки к поступлению в колледжи, ВУЗы.

  Элементы дистанционного обучения можно реализовать в традиционных формах обучения. Например, использование электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций для консультаций с преподавателем или обсуждения студентами вопросов по изучаемым дисциплинам. Применение on-line – тестирования для контроля и самоконтроля знаний.

Для внедрения дистанционных технологий необходимо наличие материально – технической базы, контента образовательных программ, кадрового состава [1]. Учебное заведение должно обладать специальным телекоммуникационным оборудованием; программным обеспечением для разработки и реализации дистанционных курсов, таким как, Прометей, Орокс, Доцент, eLearning Office 3000, Кобра, Дельфин, REDCLASS и др.; Интернет-порталом, обеспечивающим доступ к личным кабинетам учащихся, учебно-методической литературе, информации; мультимедиа лабораторией для создания образовательного контента, управления обучением; электронными библиотеками [2].

Требуется разработка учебного контента для дистанционных курсов.  Учебный курс состоит из ряда блоков. Информационный блок содержит сведения об изучаемых курсах, графиках прохождения тем, разделов, формах отчётности. Содержательный блок включает учебные планы, рабочие программы, учебно-методическую литературу, списки литературы, рекомендации по работе с электронными источниками. Контрольно-коммуникативный блок содержит банки тестов, фонды вопросов входного, текущего, итогового контроля, критерии оценки знаний. Коррекционно-обобщающий блок отражает результаты педагогического мониторинга образовательного процесса.

При реализации дистанционного обучения можно использовать ряд технологий. Кейс – технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).

ТВ–технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Сетевые технологии - технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент [1].

Качество дистанционного обучения можно обеспечить за счёт привлечения квалифицированных специалистов, способных к виртуальному взаимодействию. Преподавателей – консультантов дистанционного  обучения называют тьюторами. В зависимости от выполняемых обязанностей выделяют тьюторов-преподавателей, которые проводят занятия, консультации, координируют учебный процесс, разрабатывают контент обучения. Тьюторы-менеджеры заняты набором обучаемых, формированием групп, графиков учебного процесса, контролем выполнения графика. При большом числе пользователей, возможно введение тьюторов-консультантов в помощь преподавателям.

Дистанционные технологии делают доступным образование для следующих категорий населения: территориально удалённых; с ограниченными физическими возможностями; лиц занятыми профессиональной деятельностью; женщин, находящихся в декретном отпуске,  отпуске по уходу за ребёнком; учащиеся, занимающиеся искусством, спортом, нежелающие прерывать обучение.

Несмотря на имеющиеся преимущества дистанционного образования, при его реализации можно столкнуться с рядом проблем. При создании учебно-материального обеспечения необходимо соединить труд  программистов, специалистов компьютерных коммуникаций, методистов, специалистов в предметных областях,  при этом должны быть учтены современные педагогические и психологические концепции. Преподаватели дистанционных технологий должны не только в совершенстве знать дисциплину, иметь навыки применения информационных технологий, но и обладать определёнными психолого-педагогическими способностями, позволяющими учитывать индивидуальные особенности студентов при взаимодействии с ними на расстоянии.  При изучении ряда дисциплин необходимо очное присутствие учащегося. Например, при овладении иностранными языками важно, чтобы была оценена правильность произношения, при изучении физики, химии эксперименты можно продемонстрировать на видеофильмах, но это никогда не заменит опыта, которые получат учащиеся при выполнении их самостоятельно. Кроме того, при реализации дистанционного обучения возникают проблемы финансирования, создания нормативно-правовой основы, соблюдения авторских прав [4].

При грамотном подходе, тщательной подготовке к внедрению дистанционных технологий, с учётом вариантов решения возникающих проблем, их использование позволит улучшить качество образовательного процесса и расширить контингент учащихся.

Список используемых источников

1.      Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-13402.html

2.      Изюмова, Е.Г. Программные оболочки, используемые для организации дистанционного обучения [Текст] / Е.Г. Изюмова // Вклад учёных и специалистов в национальную экономику: сб. научн. трудов: в 2т. / под общ. ред. Е.Н. Самошкина. – Брянск: БГИТА, 2008. - Т1.– С. 254-259/

3.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Издательский центр «Академия». -  2005 – 272 с.

4.      Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_20/cd_site/articles/art_1_20.htm