ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)

 

Свиридова Т.А. (МБОУ СОШ №1, г.Брянск, РФ)

 

В статье говорится об использовании информационных технологий в процессе обучения географии в средней школе. Рассматривается вопрос  применения  презентаций в проектной деятельности учащихся.

 

Ключевые слова:  реформа образования,  инновационные методы, информационные технологии, метод проектов, презентация, учебно-исследовательская деятельность.

 

«В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам» -так трактуется вклад учебного предмета «география» в примерной программе ФГОСов второго поколения.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Для достижения целей,  которые перед учителями поставила современная реформа образования, необходимо использовать в учебном процессе новые инновационные методы обучения.Именно поэтому на сегодняшний день внедрениеинформационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является реальной необходимостью. Прежде  всего потому, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера.  Им не особо интересно просто слушать рассказ учителя о цунами и природных зонах Австралии, работать с контурными картами или таблицами… Выполнение подобных заданий,  но с помощью компьютера  вызывает  гораздо больший интерес и желание что-то познавать, а может и создавать своими руками.

Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках географии и мотивирую это тем, что использование компьютерав учебной деятельности  имеет ряд преимуществ: 

- эффективно решает проблему наглядности обучения, расширяет возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- процесс  обучения становится интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

-позволяет осуществлять самостоятельную учебно- исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность оценить свои способности, проявить оригинальность, предлагать любые варианты решения без риска получить за это неудовлетворительную оценку.

В своей работе я использую информационные технологии в организации урочной деятельности в следующих направлениях:

-разработка поурочных компьютерных презентаций; (разработала электронные обучающие презентации к урокам по темам «Природные зоны России», «Страны мира», «Глобальные проблемы человечества», начала  разработку системы  презентаций по географии по каждому классу и каждой теме).

-использование электронных учебников и учебных пособий: «Электронный учебник географии 7 класс»,  «Электронный учебник географии 8 класс», «Электронный учебник географии 9 класс», «Электронный учебник географии 10  класс».

-использование ресурсов Интернет для подбора содержания уроков, внеклассных мероприятий, газет; создала обширную видеотеку с архивами фильмов BBC, Национального Географического общества, программ «Россия от края и до края», «Вокруг света», «Мульти-Россия» и других).

- создание презентаций, организация проектной деятельности учащихся.

Более подробно хотелось бы остановиться на проектной деятельности учащихся. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Создание презентаций — это творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьники с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у  учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать своё “я”, создаёт для него ситуацию успеха.

Например,  в 8 классе при работе по теме « Природные зоны России» учащиеся создают проекты по темам: тундра, тайга,  смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни. Одним из необходимых элементов при защите проекта является создание презентации. 

В 10 классе,  в рамках проекта «Путешествие по странам мира», устраивается конкурс на лучшую презентацию («Самая,  самая, самая!!! Обязательно поеду!»).

В 11 классе в рамках проекта  «Глобальные проблемы человечества» обязательным продуктом является создание презентации.

Кроме этого, учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности школы,  результаты которой подводятся на  научно-практической конференции, ежегодно проводимой в школе ко дню Науки.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли презентации  моих учащихся, в том числе и  исследовательские проекты.

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала.  Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету.

Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по географии станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения.

Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования информационных технологий на уроках географии уже сейчас.

 

Список использованных источников

Боголюбов, В.И. Инновационные технологии в педагогике /В.И.Боголюбов /Школьные технологии. - 2005. - №1.

Дмитриева, А.Н.  Современные образовательные технологии в преподавании географии//География в школе, 2001.- №4 .

Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

Справочник учителя географии/составители: А.Д.Ступникова, Л.В.Бражникова и др. –Волгоград: Учитель,  2012.

Новенко, Д.В. Новые информационные технологии в обучении// Научно-методический журнал «География в школе». -М.: «Школа-пресс», 2004.-№ 5.

Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе».- М.: «Школа-пресс», 2004.-№ 4.