КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ АКУСТИКИ»

 

 COMPUTER TESTING IN THE PROCESS OF STUDY OF DISCIPLINE «PHYSICAL BASES OF THE BUILDING ACOUSTICS»

 

Вощукова Е.А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Voschukova E.A. (Bryansk state engineering and technological Academy, Russia)

 

Рассмотрен опыт использования и перспективы совершенствования компьютерного тестирования как формы контроля освоения дисциплины «Физические основы строительной акустики».

Experience of the use and prospect of perfection of the computer testing as forms of control of mastering of discipline "Physical bases of the building acoustics" is considered.

 

Ключевые слова: физические основы строительной акустики, компьютерное тестирование

Key words: physical bases of the building acoustics, computer testing

 

Дисциплина «Физические основы строительной акустики», разработанная автором доклада, впервые была включена в учебные планы подготовки студентов строительного факультета Брянской государственной инженерно-технологической академии в качестве одного из элективных курсов  более десяти лет назад. Начиная с 2003 года, эта дисциплина является обязательной для изучения студентами специальностей «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление недвижимостью» и «Городское строительство и хозяйство». При переходе на многоуровневую подготовку специалистов в рамках Федерального Государственного Стандарта ВПО дисциплина «Физические основы строительной акустики» была включена в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Строительство».

В соответствии с действующими учебными планами на изучение дисциплины отводится 16 часов лекций и 16 часов практических занятий. Формой итогового контроля является зачет.

Для получения зачета студенты должны освоить основные положения теоретического материала и научиться применять полученные знания для решения конкретных задач.

Практические занятия посвящены решению задач расчетно-графической работы. Каждый студент в ходе занятий выполняет свой вариант задания РГР, пользуясь методическими указаниями, а также помощью преподавателя, который непосредственно контролирует процесс работы студентов. Такая организация практических занятий  позволяет осуществить индивидуальный подход к процессу обучения. С одной стороны, каждый студент работает самостоятельно, в своем темпе, может в любой момент получить консультацию преподавателя, а с другой стороны, преподаватель может сразу оценить ход выполнения работы и её результат.

Организация  контроля усвоения теоретических знаний на начальном этапе преподавания дисциплины вызывала определенные трудности. Чрезвычайно ограниченное время аудиторных занятий делает проблематичным использование таких традиционных форм контроля как фронтальный письменный опрос, контрольные работы и коллоквиумы. Поэтому сразу после организации на кафедре физики компьютерного класса мы перешли к использованию тестов.

Компьютерное тестирование проводится два раза в семестр. Каждый тест содержит 10 вопросов по определенным разделам курса. На выполнение теста отводится 15 минут. Это позволяет, несмотря на небольшое количество компьютеров в кафедральном классе, провести тестирование всех студентов группы за одно занятие. В то время как одни студенты проходят тестирование, другие продолжают работу по решению задач. Благодаря тому, что компьютерный класс расположен рядом с учебными аудиториями, преподаватель имеет возможность контролировать ход тестирования, не прерывая работы с группой.

В качестве инструментальной системы для организации тестирования используется свободно распространяемая система КРАБ. Для каждого из двух тестов разработано шесть вариантов, что в сочетании со случайным порядком, в котором задаются вопросы тестовой системой, обеспечивает самостоятельность работы студентов и объективность результатов контроля. Ниже приводится один из вариантов теста:

Вопрос 1

Что такое звуковое давление?

Ответы:

1) Амплитуда колебаний давления в звуковой волне

2) Наименьшее давление на барабанную перепонку, вызывающее ощущение звука

3) Разность между давлением в звуковой волне и давлением в данной среде в отсутствие звука

4) Сила, с которой звуковая волна действует на препятствие

Вопрос 2

Чему равна скорость звука в воздухе при нормальных условиях?

Ответы:

1) с = 300000 км/с  2) с = 300 км/с 3) с = 330 км/с 4) с = 330 км/ч 5) с = 330м/с

Вопрос 3

Как меняется скорость звука при понижении температуры воздуха?

Ответы:

1) Увеличивается  2) Уменьшается  3) Не изменяется

4) Характер изменения зависит от конкретных условий

Вопрос 4

Как вычисляется уровень звука в децибелах?

Ответы:

1)                           2)                         3)                     4)                    5)

                                         

 

Вопрос 5

Что такое сила звука?

Ответы:

1) Громкость звука

2) Амплитуда звукового давления

3) Звуковая энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени через единицу площади поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны

4) Энергия звуковых колебаний в единице объема среды

Вопрос 6

Чему равен порог слышимости на частоте 1000 Гц?

Ответы:

1)      2)      3)

 4)        5)

Вопрос 7

Какая из перечисленных величин называется волновым сопротивлением среды?

Ответы:

1) Отношение звукового давления к колебательной скорости частиц в волне

2) Величина, которая показывает, во сколько раз среда ослабляет силу звука

3) Энергия, переносимая звуковой волной в единицу времени через единицу площади

4) Масса единицы объема среды

5) Произведение плотности среды на скорость звука в ней

Вопрос 8

Какой частотный диапазон звуковых колебаний соответствует слышимому звуку?

Ответы:

1)          2)         3)

4)     5)

Вопрос 9

От чего зависит высота чистого (музыкального) тона?

Ответы:

1) От амплитуды колебаний звукового давления

2) От частоты звуковых колебаний

3) От громкости звука

4) От длины звуковой волны

5) От частоты и амплитуды колебаний в звуковой волне

Вопрос 10

Что такое порог слышимости?

Ответы:

1) Амплитуда колебаний давления в звуковой волне

2) Наименьшее звуковое давление на барабанную перепонку, вызывающее ощущение звука

3) Разность между давлением в звуковой волне и давлением в данной среде в отсутствие звука

4) Сила, с которой звуковая волна действует на препятствие

 

Из содержания теста видно, что целью тестирования является контроль понимания студентами физического смысла основных понятий физической акустики и знания величин, характеризующих звуковые процессы.  

Одним из недостатков тестовой системы КРАБ является то, что в ней можно использовать только  вопросы с выбором правильных вариантов ответа (одного или нескольких). Этот недостаток и некоторые другие особенности системы ограничивают ее возможности, поэтому в ближайшее время планируется переход к применению лицензионной версии Unitest System, которая уже в течение ряда лет с успехом используется при защите лабораторных работ по физике. Это позволит усовершенствовать как содержание тестов, так и организацию процесса тестирования, поскольку в Unitest System можно использовать также вопросы на установление соответствия, вопросы без предлагаемых вариантов ответа и другие, а также производить случайную выборку вопросов из базы.