О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОТРАСЛЯХ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 

ABOUT SOME PROBLEMS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN BRANCHES OF THE WOOD COMPLEX

 

Брезинская Л.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

Brezinsky L.V. (SIBGTU, Krasnoyarsk, Russian Federation)

 

Рассмотрены особенности кадрового менеджмента в лесном хозяйстве

Features of personnel management in forestry are considered

 

Ключевые слова: лесничество, мотивация, финансирование.

Keywords: forest area, motivation, financing.

 

Развитие экономики в настоящее время предполагает необходимость перехода стран к устойчивой модели экономического развития.

Применительно к отраслям лесного комплекса это означает обеспечение многоцелевого, рационального и неистощительного пользования лесов для удовлетворения потребностей экономики.

Для реализации этой стратегии необходимо решение комплекса проблем, в том числе реформы государственного управления по обеспечению эффективного функционирования всех отраслей лесного комплекса. Из лесных отраслей за последнее десятилетие лесное хозяйство, пожалуй, в большей степени подвергается реформированию.

Основные полномочия, согласно Лесному Кодексу (2006 г.) в области лесных отношений, переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Лесхозы в 2007 году были реформированы, они прекратили исполнять хозяйственные функции; основные предприятия отрасли именуются: лесничества и лесопарки.

Реформа органов управления на региональном уровне имеет ряд особенностей. Так, в Красноярском крае, Агентство лесной отрасли стало учредителем нескольких структур (автономные учреждения, государственные предприятия), которые формально являются некоммерческими, фактически выполняют хозяйственные функции.

Наличие нескольких структур привело к снижению уровня заработной платы в лесничествах, что привело к снижению мотивации и производительности труда.

В таблице 1 приводятся данные по двум типичным лесничествам, которые расположены в Красноярском крае и Республика Тыва.

Проблемой исследуемых лесничеств и отрасли является «старение» кадров. Средний возраст руководителей 55 лет. Работник предпенсионного возраста, как правило, не проявляет желание к познанию новых методов и способов организации работ, в то время как современному предприятию требуется динамичное развитие и эффективные результаты.

Оплата труда работников лесничеств Красноярского края, осуществляется на основе краевого Закона «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений», который устанавливает компенсационные выплаты:

·          надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы с учетом профессиональной подготовки, опыты работы по специальности;

·          надбавка за работу с документами;

·          надбавка за классность водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов.

Тарифная ставка (оклад) работников лесничеств устанавливается исходя из разряда оплаты труда в соответствии с краевой тарифной сеткой по оплате труда работников краевых государственных учреждений в сфере природных ресурсов и лесного хозяйства. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно-квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией учреждений согласно положению об аттестации работников краевых государственных учреждений. Рекомендации аттестационной комиссии при аттестации работника являются основанием для увеличения или уменьшения разряда оплаты труда.

 

Таблица 1 Динамика показателей деятельности

Наименование показателя

Темп изменений, %

2010/2009

Красноярский край

Республика Тыва

Объемы финансирования, тыс. руб.

66

99

Фактические затраты, тыс. руб.

68

100

Среднемесячная заработная плата, тыс. рыб.

71

105

 

Действующее на предприятии положение о премировании в основном включает традиционные показатели, нет четкой зависимости показателей премирования от конечных результатов работы для отдельных должностей служащих, отделов.

В создавшихся экономико-правовых условиях лесничествам Красноярского края необходимо расширять перечень оказываемых платных услуг, совершенствовать систему мотивации сотрудников.

Нами на основе проведенного анализа кадрового менеджмента, в том числе анкетированного опроса работников предлагается внести некоторые дополнения в положение о стимулирующих выплат путем расчета для каждого сотрудника коэффициента трудового участия.

Достоинствами коэффициента трудового участия является:

·          простота расчета индивидуального вклада на основе достижений и недостатков в работе;

·          допущение, что нормальный вклад работника оценивается единицей;

·          разработка шкалы повышающих и понижающих коэффициентов;

·          экспериментальная оценка индивидуального вклада отдельного работника;

·          широкая гласность и доведение коэффициента до всех членов трудового коллектива; распределение премиального фонда пропорционально коэффициенту трудового участия.

Реализация мероприятия позволит увеличить заработную плату руководителей и стимулировать до 10%. (таблица 2) Увеличение материального стимулирования планируется обеспечить за счет прибыли от реализации платных услуг (транспортные, отвод лесосек).

 

Таблица 2 Показатели роста заработной платы

Персонал

Темп роста, %

Руководители

110

Специалисты

108

Младший обслуживающий персонал

102

Итого

107

 

В заключении следует отметить, что предлагаемые решения позволят повысить эффективность системы мотивации лесничеств и частично решить задачу материального стимулирования.

Список использованных источников

1.      Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях [Текст]/ Б.М.Генкин. – 5-е изд., изм. и доп. – М.:НОРМА, 2008. – 478с.

2.      Кибанов А.Я., Управление трудовыми ресурсами [Текст]/ А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А.Эсаулова.- М.:Инфра-М, 2010.-284с.

3.      Петров А.П. Государственное управление лесами: кризис кадровой политики, пути выхода // Лесное хозяйство. -2011. -№6. –С.10-13

4.      Рейсберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие [Текст]/ Б.А. Рейсберг.- М.:Инфра-М, 2010.-383 с.