ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА  СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

 

EFFECT ON THE TRANSPORT OF URBAN VEGETATION

 

Рунова Е.М., Аношкина Л.В. (БрГУ, г. Братск, РФ)

Runova EM, Anoshkina L.V. (Bratsk State University, Bratsk, Russia)

 

Рассмотрены вопросы увеличения выбросов автотранспорта и их влияния  на придорожную растительность. Применен метод биоиндикации, определен балл качественного состояния среды.

The questions increase in vehicle emissions and their impact on roadside vegetation. The method of bioindication defined quality score of the state of the environment.

 

Ключевые слова: автотранспорт, городская растительность,  биоиндакация

Keywords: transport, urban vegetation, bioindakatsiya

 

В последние десятилетия в  связи  с  быстрым  развитием  автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия  его  на  окружающую среду. Наряду с высоким уровнем техногенной нагрузки в городах с развитой промышленностью все большая доля приходится на выбросы автотранспорта.

 Город Братск является крупным промышленным центром Восточной Сибири. По данным Росстата он занимает 11 место в списке городов  с самым загрязненным воздухом.  Основными загрязнителями являются два градообразующих предприятия: алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс. Помимо стационарных источников загрязняющих веществ значительная доля   выбросов  приходится на   автотранспорт.    На протяжении многих лет   проблема отработанных газов от автотранспорта выходит на одно из первых мест. Вклад автотранспорта  в уровень загрязнения атмосферного воздуха  в    г. Братске составляет 20% [2].  Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в двигателях всех видов: оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п.  Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Данные соединения оказывают негативное влияние на развитие и метаболизм разных групп организмов, в том числе и на растения. Особенно сильно страдают хвойные породы от кислых газов: засыхают верхушки деревьев, ослабляется рост стволов в толщину, уменьшается длина и увеличивается число хвоинок на побеге, быстрее опадает хвоя. У лиственных пород сокращаются размеры и количество листьев, образуется ксероморфная структура [3].

Целью данной работы является изучение влияния автомобильного транспорта на состояние растительности на примере г. Братска.

Бóльшая часть автопарка города представлена легковыми автомобилями - 81%, грузовые автомобили составляют 15%, автобусы – 4%. Количество легковых автомобилей с каждым годом увеличивается. Так, например, в 1985 г. на 1 тыс. жителей приходилось 60 легковых автомобилей, в 1995 – 100, в 2005 – 200, в 2010 г. – 243 автомобиля. Структуру уличной сети отражают планировочные особенности города, который состоит из отдельных жилых образований, расположенных друг от друга на значительном расстоянии (порядка 16 км).

Если проследить динамику выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, можно отметить значительное увеличение (почти в 2 раза)  в период с 2009г.  -21,881тыс.тонн по  2010 г. - 39,54 тыс.тонн (рис.1).

Рисунок 1-Динамика выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта

 

Ассортимент придорожной растительности г. Братска не отличается разнообразием. Доминирующей породой является тополь бальзамический (Populus balsamifera). В меньших количествах встречается береза повислая  (Вetula pendula), яблоня ягодная (Malus baccata). Другие породы деревьев представлены единично и составляют менее 1% от общего количества.

Исследования  проводились в одном из жилых районов города. Определялась интенсивность движения (маш/час), измерялось расстояние от края проезжей части до насаждений.  Для биомониторинга были собраны образцы листьев березы повислой etula pendula). На каждой улице взято по 150 проб листьев с 10 деревьев (15 листьев с каждого дерева), всего 1350 проб. Определены площади листовых пластин, проведена интегральная экспресс - оценка качества состояния среды по флуктуирующей асимметрии листовой пластины [1] (табл.1).

Площадь листовой пластины варьирует от 10,82 см2  на центральной улице жилого района до 15,13 см2 на менее оживленной улице. Для сравнения были взяты образцы листовых пластин с берез, произрастающих в лесопарковой зоне (S=29,78 см2). Таким образом, средняя площадь листовых пластин у деревьев, произрастающих в примагистральных полосах на 44% меньше, чем в контрольной точке.  Между  интенсивностью движения автотранспорта и средней площадью листовой пластины выявлена обратная корреляционная связь r = - 0,32. Удаленность от автодорог также влияет на биометрические показатели r = 0,43.

 

Таблица 1- Результаты исследований

Улица

Расстояние от края дороги до насаждений, м

Интенсивность движения, маш/час

Площадь листовой пластины, см3

Коэффициент флуктуирующей асимметрии

Балл состоя

ния

Пирогова

10,00

1045

12,73

0,085

5

Студенческая

8,50

979

13,55

0,082

5

Приморская

1,00

626

11,93

0,081

5

Наймушина

2,90

980

10,82

0,079

5

Гиндина

4,80

826

13,70

0,073

5

Погодаева

14,30

425

11,82

0,071

5

Солнечная

2,00

475

15,12

0,067

4

Зверева

8,20

383

13,77

0,064

3

Иванова

3,50

643

12,32

0,063

3

Юбилейная

15,20

594

14,65

0,062

3

Олимпийская

15,8

416

13,56

0,058

2

 

По результатам проведенных исследований обнаружена  обратная статистическая зависимость между расстоянием от автомобильных дорог  и баллом состояния качества среды r = - 0,59, но в большей степени  балл состояния зависит от интенсивности движения r =  0,63 (рис.2).

Максимальная автотранспортная нагрузка,  а также наибольшее значение коэффициента флуктуирующей асимметрии наблюдается по ул. Пирогова, данная магистраль связывает жилые районы города.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на состояние растительности в примагистральных полосах: при увеличении интенсивности движения балл состояния увеличивается.

2. Нарушается и повреждается ассимиляционный аппарат, о чем свидетельствуют результаты исследований по флуктуирующей асимметрии листовой пластины на примере березы повислой.

3. При рациональном использовании потока автотранспорта можно уменьшить нагрузку на придорожную растительность.

 

а

б

Рисунок 2 – Зависимость балла состояния качества среды: а) от расстояния между краем проезжей части и насаждениями; б) от интенсивности движения автотранспорта

Список использованных источников

1.          Мелехова, О.П. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и   биотестирование [Текст] / учеб. пособие для  высш. учеб. заведений под ред. О.П. Мелеховой,  Е.И. Егоровой. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

2.   Кучменко, И.В. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 2010 г.  : гос. докл.  М-ва природных ресурсов Иркутской обл. [Текст] / Сост. И.В. Кучменко, Т.А.  Маркова – Иркутск,  2011. –198 с.

3.   Ярославцев, Г.Д. Пылезащитные свойства некоторых древесных пород [Текст] / Г.Д. Ярославцев. -  Изв. АН ТССР. – 1954. - № 5. – С. 40-51.