ПРОЦЕССНЫЙ  ПОДХОД  К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕБЕЛИ

 

Зварыгина С.Б., Карасова Т.И. (Костромской государственный технологический университет КГТУ, г. Кострома, РФ)

S.B. Zvarygina, T.I. Karasova (Kostroma state technological university [KGTU], g. Kostroma, RF)

 

В статье рассматриваются особенности процессов качества готовой продукции в производстве мебели.

In the article are examined the special feature of the processes of the quality of finished production in the production of furniture.

 

Ключевые слова: Менеджмент качества, процессный подход, контроль качества  продукции, уровни процессов, показатели и критерии процессов

Keyword: Management of quality, process by approach, the quality control, the levels of processes, indices and the criterion of the processes

 

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определяет процесс, как совокупность взаимосвязанных видов деятельности, в которой используются ресурсы (оборудование, средства его обслуживания, технология, персонал, включая методики его работы) для преобразования входов в выходы организации предприятия. Результатом  выполнения процесса является продукция, перерабатываемые материалы,  овеществленная продукция, услуги или комбинация из них. Чем больше процесс добавляет ценность продукции (ΔV) и меньше расходуется ресурсов  (ΔС), тем выше эффективность процесса (Эф):

Для обеспечения эффективного управления процессами качества продукции у каждого процесса должен быть владелец – лицо, несущее ответственность за этот процесс, и его участники: поставщики входов и потребители выходов. Такой подход определяет ответственность и полномочия как внутри предприятия, так и в отношениях с внешними организациями.

Стандарты серии ИСО 9000 рекомендуют строить управление процессами на предприятиях по двум направлениям:

·     через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации;

·     через качество продукции и информации, протекающей внутри организации производства.

Пример сводной таблицы процессов закупки исходных материалов и поставок продукции мебельного производства представлен в табл.1

 


Таблица 1 - Сводная таблица процессов входа и выхода в производстве мебели

Наименование процессов

Входы

Поставщики входов

Владелец

Выходы

Потребители выходов

Закупки

·       Заявки на материалы

·       Производственная программа

·       Данные об остатках на материальном складе

·  Все подразделения предприятия

·  Плановый отдел

·  Склады исходных материалов, биржа лесопродукции

Начальник отдела снабжения

·    Пиломатериал, плиты, шпон, клеевые и другие материалы

·    Технологическое оборудование

·    Измерительный инструментарий

·    Услуги по обучению

·    Все подразделения

·    Производственные отделы и участки

·    Метрологическая служба

·    Отдел технического контроля качества

Поставки

·       Мебельная продукция

·       Договоры на поставку

·  Склад готовой продукции

·  Менеджеры отдела продаж

Начальник отдела продаж

·    Отгруженная продукция

·    Акты по договорам на поставки

·    Торговый дом и оптовые покупатели

·    Бухгалтерия

 

Показатели качества процессов должны оцениваться всеми участниками процесса, в зависимости от значимости – уровней результативности процессов на предприятии (см. таблицу 2)

 

Таблица 2 - Показатели качества процессов по уровням результативности управления производством

Уровни результативности процессов

Показатели качества процессов

Оценка показателей качества процессов

1. Результативность управления процессов

Степень улучшения характеристик качества процессов

Владелец (руководитель)

2. Результативность выполнения процессов

Степень соответствия нормативным показателям (риски процесса)

Участники (исполнители)

3.Эффективность процессов

Отношение добавленной стоимости к затраченным ресурсам

Руководство предприятия

 

Как видно из таблицы 2, уровни результативности выполнения процесса имеют иерархическую последовательность. По декомпозиции процесса – от общей к частному – строится развертывание целей процесса.  Цель – это  измеряемая величина:  сроки, уровень дефектности, затраты ресурсов, производительность, показатели адаптивности и стабильности процессов, эффективность процесса. Измеряемая величина является показателем качества, критерий которого – диапазон численных значений показателя в границах «хорошо» и «плохо».

На 1-м уровне целесообразно использовать цели технического контроля качества продукции по уровню ее дефектности на каждой стадии технологического процесса

·        раскрой плит (технологическая точность габаритных размеров, отсутствие параллельности и перпендикулярности кромок);

·        облицовывание пластей и кромок (непроклей или пробитие клея, отставание облицовок и др.);

·        сверлильно-присадочные операции (точность межосевых расстояний и диаметры отверстий);

·        шлифование до требуемой шероховатости поверхности

 Владельцы процессов – руководители служб качества.

На 2-м уровне формирования целей результативность выполнения процессов зависит от характера рисков в управлении качеством. Участникам процессов следует использовать стандартную технологию анализа возможных дефектов продукции или процессов ее  изготовления, их причин и последствий с разработкой мероприятий по улучшению качества. В этом случае могут быть использованы такие методы как FMEA (Potential Failure Mode and Effects Analysis) или стоимостной анализ.

На 3-м уровне главной целью является обеспечение эффективности процессами, например, для диагностических показателей принимают ведущие ключевые факторы успеха: точность доставок, время производственного и технологического цикла, комплексные показатели качества продукции, удовлетворенность потребителя, производительность труда.

Достижение таких критериев обязательно оценивается при проведении мониторинга по всем необходимым показателям процессов, наличии ресурсов и информации для поддержания деятельности и мониторинга процессов, а также организации каналов связей с поставщиками входов и потребителей выходов в процессах предприятия.

Список использованных  источников

  1. ГОСТ Р ИСО 2001:2008. Системы менеджмента качества. «Требования» (http://www.gosthelp.ru/gost 278.html)
  2. Конференция Европейского фонда по менеджменту качества по программе Learning Edge//Европейское качество.−2002.− С.65-67.