НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

 

SOME DIRECTIONS OF INCREASE OF ECOLOGICAL COMPATIBILITY OF TRANSPORT SYSTEMS

 

Наумов А.В.,  Гавриков А.А.,  Тетенькин А.С., Перевертов А.А. илиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (ОТИИ), г. Омск, РФ)

Naumov A.V., Gavrikov A.A., Tetenkin A.S., Perevertov A.A.

 

В статье приведены некоторые направления повышения экологичности транспортных систем доставки грузов и людей. Вредное воздействие на окружающую среду уменьшаем комплексным подходом по оптимизации работы автомобильного транспорта по доставке грузов.

The article reveals several ways of environmental improvement of transport systems moving of cargoes and manpower. The complex approach to  work of motor transport for cargo delivery optimization leads to the reduction of harmful influence on the environment.

 

Ключевые слова: транспорт, экология, система, оптимизация

Key words: transport, ecology, system, optimization

 

В нашем веке, когда человечество вошло в третье тысячелетие, когда фун­даментальные и естественные науки достигли высокого уровня развития, со­ставляющие необходимые предпосылки дальнейшего развития учения о био­сфере, необходимо оглянуться назад и осмыслить настоящее состояние био­сферы. Нужно наконец-то понять, что не погоня за супермодными методами, рожден­ными все сильнее изощряющейся технологической мыслью, а точное знание «где, что и как» происходит в биосфере, должно стать основной задачей совре­менной науки.

В публикациях отмеча­ется, что единственное, что может предложить технологическая мысль, это пере­ход на ресурсосберегающие технологии. Но, если в процессе производства по­требление природных ресурсов биосферы преобладает над их восстановлением, если расходуется «основной капитал», то переход к ресурсосберегающим тех­нологиям только отодвигает приход «судного дня» для человечества. В нашем веке наука оторвалась от биосферы - этой единственной и уни­кальной природной среды жизнеобитания и всей деятельности человечества, а в результате - «отрицательные последствия научно-технической революции», значительную часть которых составляет производство и эксплуатация автомо­билей.

В этих условиях человечество само всяческими варварскими методами и способами уничтожает биосферу, стремясь удовлетворить свои сиюминутные, но все возрастающие потребности, особенно, в так называемых цивилизован­ных странах, т.е. тот образ жизни, который ныне навязывается человечеству (общество потребителей), ведет к прямому разрушению биосферы. Взять, например, США. В этой стране индустриально-технологический процесс вроде бы освободил людей от зависимости от природы. Но когда этот образ жизни преподносится как эталон, на факте он становится катализатором экологического, ресурсно-сырьевого и энергетического кризиса, потому что на­селение США, составляющее всего около 5% от населения планеты, потребляет 46% энергетических и 25% добываемых в мире природных ресурсов, которые расходуются, в том числе, и на производство огромного количества автомоби­лей. Причем значительная часть их просто не нужна обществу.

Постоянный рост производства транспортных средств и всей необходимой инфраструктуры (станции технического обслуживания, заводы по ремонту и выпуску оборудования для технического обслуживания и ремонта, техника и организация для извлечения нефти и ее переработки в топливо для автомоби­лей, и многое, многое другое) для их эксплуатации никоим образом не учиты­вает, что возможности биосферы Земли ограничены. Если другие страны по­следуют примеру США, Японии и др., то неизбежно наступит кризис (а может быть и гибель) системы «Биосфера и человечество».

Безусловно, автомобильный транспорт на нынешнем этапе деятельности человечества является необходимым звеном в промышленности, сельском хо­зяйстве и сфере потребления, т.к. ни одна отрасль не может функционировать без него; но, будучи необходимым, он, в то же время, является одним из самых мощных источников отрицательного воздействия на атмосферу, а также на гео­логию, водные ресурсы, леса, животный мир, человека и др. Для обеспечения все возрастающей потребности населения в ресурсах мы захватываем все большее количество земель, в том числе плодородных и необходимых для производства биомассы. Поэтому, не случайно, научные и практические работники автомобильного транспорта заняты поиском направлений и разработкой методов совершенство­вания деятельности отрасли (автомобильный транспорт) при доставке грузов и пассажиров.

Выдвинутое в последнее время логистическое направление - транспортная логистика призванная снизить экономические затраты в ло­гистической цепи доставки грузов, но в основе своей все-таки имеют целью извлечение прибыли, а со­хранение или, тем более, восстановление биосферы в них рассматривается как побочный эффект. Со­хранность биосферы при этом в значительной мере поддерживается дейст­вующим законодательством в странах, использующих автомобильные средства для доставки грузов и пассажиров, предусматривающим ограничения по ток­сичности выбросов, осевым нагрузкам и др. показателям. В то же время, логистическое направление способно не только создать модели осуществления перевозок с меньшими затратами, что отражается в цене готовой продукции у по­требителя, но и снизить вредное воздействие на биосферу, оптимизировав процесс доставки.

Удовлетворение жиз­ненных потребностей населения должно осуществляться без ущерба для инте­ресов будущих поколений. Человечество должно перейти на новый путь развития энерго и ресурсосберегающий. Совершенствование конструкции транспорта, переход на восполняемые источники энергии и оптимизация (сокращение) транспортной работы по доставке грузов позволит решить некоторые вопросы экологической безопасности нашей планеты.

В настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса и политической напряженности сиюминутно кардинально изменить такие факторы, повышающие экологичность транспортных систем, как:

- ограничение потребностей населения в тех товарах, которые не являются жизненно-необходимыми, включая и сами автомобили, когда они превращаются в предмет роскоши, что позволит сократить транспортную на­ грузку, т.е. сократить перевозки сырья, материалов и готовой продукции, в связи  с  чем  уменьшается   потребность  в  подвижном  составе автомобильного транспорта;

- создание предприятий с самой прогрессивной технологией по эксплуатации автомобильного транспорта с последующим внедрением ей по всей стране;

- создание альтернативных транспортных средств, использующих другие принципы движителя, не оказывающего столь вредного воздействия на окружающую среду;

- использование альтернативных видов топлива, например, газ нефтяного происхождения, а еще лучше водород, т.к. при этом в результате сгорания об­разуется чистая вода; солнечную энергию, энергию ветра и т.д.;

- ог­раничение производственной (промышленной) деятельности  до разумных пределов, дабы не создавалось необоснованных запасов, что в свою очередь приведет к сокращению потребности в том числе и в автомобилях. Следу­ет помнить, что для выпуска автомобилей и другой техники требуется сталь. При производстве одной тонны стали, происходят необратимые потери около 600 л пресной воды, в которой уже сейчас повсеместно испытывается недоста­ток;

весьма затруднительно и требует больших финансовых и временных затрат.

В то же время, даже решив эти проблемы, но при хаотичном (броуновском) движении автомобилей, что свойственно перевозкам грузов при свободном частном владении транспортными средства­ми, говорить о экологически чистых технологиях доставки грузов просто бессмысленно. При неуправляемом перемещении автомобилей вместе с грузами невозможно минимизировать пробеги (в том числе и холостые), т.к. каждый водитель (владелец) едет так как ему нравится, и в то время, которое он считает правильным. Таким образом, потоки грузов и автомобилей не согласуются ни во времени, ни в пространстве. Для создания ресурсосберегающих технологий работы транспортных средств они обязательно должны быть организованы в централизованную систему управления. Транспортные средства мо­гут находиться в частном владении, но их работа должна быть подчинена инте­ресам общества и организована таким образом, чтобы исключить необоснован­ные затраты любых ресурсов.

Экологичность системы возможно повысить решением вопросов по совершенствованию теории транспортных процессов и функционирования транспортных систем, разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологий по перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту транспортных и погрузочно- разгрузочных средств. При этом успех может быть достигнут не только уси­лиями ученых, но и практиками, - чтобы получить необходимую прибыль в этих условиях, производство вынуждено будет снижать себестои­мость продукции, что может быть достигнуто за счет применения передовых методов, экономии ресурсов и повышения производительности. Применением системного подхода, теории иерархических систем и дискрет­ного представления о характере протекания транспортного процесса, формиро­вание адекватного математического аппарата для описания функционирования автотранспортных систем доставки, применение экономико-математических методов и ЭВМ в планировании, анализе и управлении работой автотранспортных систем при доставке грузов и пассажиров.

Опытное внедрение разработанных теоретических положений позволило повысить точ­ность планирования потребности в транспортных средствах и обосновать их рациональное количество.

Все вышесказанное указывает, что решение вопросов совершенствования теории транспортных процессов и функционирования транспортных систем имеет важное организационное, экономическое и социальное значение, ибо на основе теоретических положений грузовых автомобильных перевозок разраба­тываются и совершенствуются: система планирования и потребности в транс­портных средствах, система организации и оплаты труда, тарифы на перевозку грузов, оценка себестоимости перевозок, методики выбора и обоснования при­менения подвижного состава, планирования потребности в ресурсах и эконо­мическая оценка организационных и управленческих решений.

Только на основе точных знаний в теории функционирования автотранс­портных систем возможна разработка адекватных техно­логий перевозки грузов и людей, разрабатывать технологические системы, отвечающие оптимальному использованию и расходованию ресурсов, что полностью согласуется с проблемами сохранения биосферы.

Не претендуя на коренное решения проблемы вхождения авто­транспорта в новые ресурсосберегающие технологии, хотелось бы отметить, что высказанные направления дальнейшего становления автотранспорта человечество могут и должны реализоваться на современном этапе жизни.

 

Список использованных источников

1. Мочалин, С.М. Проектирование автотранспортных систем на основе решения транспортной задачи линейного программирования [Текст]/ С.М.Мочалин, В.И.Николин, И.В. Николин.– Омск.: Деп. ВИНИТИ, № 1255-В00.27.04.00, 2000.

2. Наумов, А.В. Применение логистических подходов при организации обеспечения войск военно-техническим имуществом при подготовке и в ходе боя [Текст]/ А.В.Наумов, В.И.Усманов, А.С.Тетенькин. – Омск: Материалы всероссийской 65 научно-технической конференции ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2011.

3. Неруш, Ю.М. Логистика [Текст]/ Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.

4. Николин, В.И. Грузовые автомобильные перевозки. [Монография] / В.И.Николин, ЕЕ.Витвицкий, СМ.Мочалин. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004.