СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАШИН ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ ПОДВИЖНЫХ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

 

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGICAL PROCESS OF RESTORATION OF CARS BY APPLICATION OF NEW SAMPLES OF MOBILE MEANS OF MAINTENANCE AND REPAIR

 

Наумов А.В.,    Тетенькин А.С., Перевертов А.А., Татарнов В.В.

илиал Военной академии материально-технического обеспечения, г.Омск, РФ)

NaumovA.V., TetenkinA.S., PerevertovA.A., TatarnovV.V.

(The branch of Military academy of material support Omsk, the Russian Federation)

 

В статье приведены некоторые направления совершенствования технологического процесса восстановления машин путем применения новых образцов подвижных средств технического обслуживания и ремонта

The  article reveals some ways  perfection of technological process of restoration of cars by application of new samples of mobile means of maintenance service and repairs.

 

Ключевые слова: машина, мастерская, ремонт, техническая помощь, эвакуация, восстановление

Key words: machine, autoshop, repairs, the technical help, evacuation, restoration.

 

Значительный выход из строя вооружения и военной техники в современных тактических действиях вызывает необходимость выполнения большого объема восстановительных работ для возвращения неисправной (поврежденной) техники в строй [1]. При этом стоит отметить, что время на выполнение данных работ постоянно сокращается ввиду того, что повышается динамичность и скоротечность современных тактических действий. В результате, количество вышедшей из строя техники возрастает, а времени на восполнение потерь за счет восстановления неисправных (поврежденных) машин просто не остается. В связи с этим, требуется повышение оперативности и производительности ремонтно-восстановительных органов войскового и оперативного звена, способных в кратчайшие сроки в полевых условиях привести вышедшую из строя технику в работоспособное состояние.

Опыт ведения современных тактических действий показывает, что недостаточность времени, сил и средств восстановления особенно проявляется тогда, когда выход техники из строя происходит хаотично по всему полю боя в единичном порядке (в результате применения противником точечных ударов). В такой ситуации довольно трудно определить район сосредоточения поврежденных машин, а мероприятия по отысканию и эвакуации техники отнимают значительную часть времени. Наиболее рационально проводить текущий ремонт неисправной техники на месте выхода ее из строя, либо, при невозможности оказать техническую помощь, - эвакуировать в ближайшее укрытие или к местам ремонта. Наиболее характерным подвижным ремонтно-эвакуационным средством является машина технической помощи МТП-А2 (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Машина технической помощи МТП-А2

 

МТП-А2 предназначена для оказания помощи водителям в устранении неисправностей автомобилей семейств УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, Урал, МАЗ, КамАЗ, дозаправки их топливом, маслами и спецжидкостями, вытаскивания застрявших и установки на ходовую часть опрокинутых машин, а также для транспортирования неисправной техники массой до 10,0 т: в полупогруженном положении, в том числе с поврежденными ходовой частью и рулевым управлением, и на жестких буксирах. Однако, возможности данной машины в оказании технической помощи в восстановлении неисправного (поврежденного) образца вооружения и военной техники ограниченны, основные работы связаны с эвакуацией.

Значительная роль в восстановлении неисправной техники в полевых условиях при ведении тактических действий принадлежит восстановительным органам войскового звена, при этом большая часть техники восстанавливается с использованием подвижных средств технического обслуживания и ремонта [2]. Наиболее характерным подвижным средством технического обслуживания и ремонта является мастерская технического обслуживания и ремонта МТО-УБ1(2) (рис. 2).

http://77rus.smugmug.com/Military/Armylogistics/ArmyLogistics18/1097126220_Ws6rw-500x333.jpg

Рисунок 2 - Мастерская технического обслуживания и ремонта МТО-УБ1(2)

 

МТО-УБ1(2) предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта ВВТ танкового и мотострелкового батальонов,  имеющих на вооружении танки Т-72, Т-80, БМП-1, БМП-2, БМП-3, БТР-70, БТР-80, МТ-ЛБ и Урал-4320. В тоже время, возможностей по эвакуации неисправных (поврежденных) машин у данной мастерской нет, а сложный разноплановый порядок применения мастерской в ходе тактических действий требует от командира хороших организаторских способностей, тактической и технической подготовки [3].

В настоящее время осуществляется оптимизация системы восстановления, одним из направлений которой - создание и поставка в войска подвижных средств технического обслуживания и ремонта, совмещающих в себе функции по эвакуации и оказанию технической помощи водителю (экипажу) в восстановлении неисправного (поврежденного) образца вооружения и военной техники (выполнению текущего ремонта малой трудоемкости). А в качестве средства восстановления предлагается использовать РЭМ-КЛ - ремонтно-эвакуационная машина колесная легкая  (Рис. 3)

http://77rus.smugmug.com/Military/Demonstration-in-Bronnitsy/i-2tKfBG2/0/M/Bronnitsy022-M.jpg

Рисунок 3 - Ремонтно-эвакуационная машина колесная легкая

 

РЭМ-КЛ предназначена для проведения текущего ремонта, оказания помощи водителям в проведении технического обслуживания, ремонта и эвакуации машин полной массой до 16,0 т.

Функциональные возможности, конструкция и комплектация:

- поиск машин, потерявших подвижность от застревания, опрокидываний, повреждений и отказов, потери водителей и т.д.

- проведение специальной обработки, радиационной, химической и инженерной разведки в пределах, обеспечиваемых приборами ДП-5В, ВПХР, РВМ-2

- локализацию пожаров поврежденных машин при их эвакуации

- подготовку к вытаскиванию и вытаскивание прямым перемещением застрявших машин с максимальным усилием вытаскивания 196,2кН (20тс);

- приведение неработоспособных машин в транспортабельное состояние;

- транспортирование буксированием неработоспособных машин массой до 12,0т, приведенных в транспортабельное состояние;

- транспортирование в полупогруженном положении неработоспособных машин массой до 16т по грунтовым дорогам и до 22т по дорогам с твердым покрытием;

- выполнение грузоподъемных работ с использованием кран - манипуляторной установки;

- выполнение работ по устранению повреждений, восстановлению работоспособности при отказах, обуславливающих потерю подвижности (способности к самостоятельному перемещению), путем диагностики, наладки, регулировки, ремонта или замены отдельных деталей и сборочных единиц автомобилей многоцелевого назначения и автомобилей хозяйственного назначения следующих марок: Урал-5323, Урал-4320-31, Урал-4320, КАМАЗ-6350,КАМАЗ-5350, КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43114,КАМАЗ-43101, КАМАЗ-4326, Зил-431410, Зил-433410,Зил-131Н (131), ГАЗ-3307 (53А), ГАЗ-66-11 (66), УАЗ-3741 (452А), УАЗ-3151 (469) и их модификаций;

- дозаправку топливом, маслами и специальными жидкостями основных агрегатов и узлов перечисленных марок, обеспечиваемых машин;

- выполнение перечисленных работ в полевых условиях в любое время года и суток [4].

Таким образом, в результате применения в технологическом процессе восстановления машин мастерской РЭМ-КЛ, повышается возможности ремонтно-восстановительных органов войскового звена по приведению неисправной (поврежденной) военной техники в готовность к боевому применению (использованию по предназначению) (табл. 1).

 

Таблица 1- Технологический процесс восстановления машин с использованием подвижных средств восстановления

Этап восстановления

Эвакуация

Текущий ремонт

Техническое диагностирование

Замена дефектных деталей

Выполнение регулировочных, крепежных и др. работ

Ввод в эксплуатацию

ТР агрегатов

(без снятия)

Снятие и замена  агрегата

Используемые средства восстановления

МТП-А2

МТО-АМ2.1

­-

Предлагается использовать

РЭМ-КЛ

 

Список использованных источников

1. Герасимов А.Н. Ремонт военной автомобильной техники. Учебник. Кн.1. Основы технологии ремонта ВАТ. – Рязань: РВАИ, 2008.

2. Подвижные средства технического обслуживания вооружения и техники. Учебное пособие. – М.: ОВА ВС РФ, 1996.

3. Наумов А.В. Основные  направления  совершенствования  подвижных средств  технического  обслуживания  и ремонта / А.В.Наумов, И.П.Малых, А.С. Тетенькин. - Омск: Вестник Сибирского отделения Академии военных наук № 10., 2011.

4. Интернет – ресурс: http://www.proekt-technica.ru