ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

FORMATION AND IMPROVEMENT OF INNOVATIVE CULTURE AT THE ENTERPRISE

 

Ларичева Е.А. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

 

Статья посвящена инновационной культуре предприятия. Выделены элементы инновационной культуры, уточнена из взаимосвязь, предложены пути повышения уровня инновационной культуры предприятия.

Article is devoted to innovative culture of the enterprise. Elements of innovative culture are allocated. It is specified from interrelation. Ways of increase of level of innovative culture of the enterprise are offered.

 
Ключевые слова: инновации, предприятие, инновационная культура
Keywords: innovation, enterprise, innovation culture

 

Той силой, которая позволит предприятию воспринимать знания и преобразовывать их в инновации, может стать инновационная культура. Возможность формирования и управления инновационной культурой позволит предприятию более эффективно реализовывать его инновационную стратегию. Инновационная культура – это комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной, прежде всего профессиональной практикой.

Так как инновационная культура в рамках предприятия является частью корпоративной и тесно связана с культурой производства, можно утверждать, что корпоративная культура, сориентированная на инновации, позволяет организации быстро изменяться и реагировать на изменения внешней и внутренней среды, и превращается в инновационную культуру. Однако не следует забывать, что существует еще и консервативная культура, в случае преобладания которой на предприятии сопротивление изменениям станет чересчур высоко и инновационные преобразования не удадутся.

Инновационная культура предприятия формируется в ходе всей его деятельности и складывается из инновационной культуры каждого отдельного сотрудника (его любознательности, творческих интересов, стремления к лидерству, самосовершенствованию, умения генерировать идеи, отношения к инновационной деятельности, инновационных ценностей, от образования и профессиональных знаний), от взаимоотношений сотрудников (уровня корпоративной культуры), от технических, технологических и финансовых возможностей предприятия.

Именно формирование инновационной культуры, на наш взгляд, дл учёных позволит интенсифицировать процесс инновационной деятельности при имеющихся ресурсах, создаст условия для более активной генерации идей, а для инвесторов – оценивать данные идеи по достоинству и финансировать их воплощение в жизнь.

Инновационная культура включает в себя ряд элементов (табл. 1, рис. 1).

Рисунок 1- Взаимосвязь факторов инновационной культуры предприятия

 

Таблица 1 - Элементы инновационной культуры предприятия

 

Элементы инновационной культуры

Составляющие элементов

1. Инновационная культура работников (за исключением руководителей)

Образование; уровень научно-технических знаний; творческий и интеллектуальный потенциал; квалификация работ; трудовой опыт; способность к саморазвитию; инновационные ценности; эргономические условия на рабочем месте; внутреннее настроение работника; отношения с непосредственным руководителем; совокупность мотивирующих факторов на предприятии; уровень корпоративной культуры предприятия; осознание стратегического направления деятельности организации

2. Инновационная культура руководителей

Образование; уровень научно-технических знаний; преобладающий стиль управления; инновационные ценности; предрасположенность к риску / избегание риска; осознание стратегического направления деятельности организации

3. Инновационная история предприятия

История изменений на предприятии (негативная история порождает более сильное сопротивление изменениям)

4. Инновационный потенциал на предприятии

Менеджмент организации; производство; технология; маркетинг; кадры; финансы; корпоративная культура; организационная структура; информационные ресурсы

5. Инновационные возможности предприятия

Возможности реализации инновационного потенциала предприятия в конкретных сложившихся условиях внешней среды

5. Инновационные возможности предприятия

Возможности реализации инновационного потенциала предприятия в конкретных сложившихся условиях внешней среды

 

Инновационная культура предприятия формируется поэтапно (рис. 2) с использованием специальной программы (табл. 2).

Для определения восприимчивости к инновациям можно провести анкетирование руководителей отделов предприятий. Это позволит выявить, насколько руководство готово к изменениям.

При реализации инновационной стратегии у кадровой службы расширятся выполняемые полномочия, в ее структуре приоритетное значение приобретет консультативная функция, функция работы с прогнозной информацией, функция стимулирования и развития персонала. Также перед глобальными преобразованиями на предприятии кадровой службе следует проводить анкетирование, выявляющее уровень инновационной восприимчивости сотрудников, формировать программу обучения персонала для повышения данных показателей, проводить разъяснительные работы с персоналом для снятия напряжения, работать с руководством. Переподготовка позволяет решить проблемы с недостаточными навыками в управлении и информационных технологиях, повысит мотивацию к инновациям и повысит инновационную культуру.

Рисунок 2- Блок-схема процесса совершенствования инновационной культуры на предприятии

 

Составным элементом инновационной культуры является инновационная культура руководителя. Руководитель формирует всю инновационную культуру предприятия, так как по его распоряжению происходят все основные процессы на предприятии. Руководители всех уровней иерархии являются конструкторами здания инновационной культуры всего предприятия, и здесь главную роль играет тип личности руководителя, стиль его руководства.

Что касается общества в целом, то задача  развития в нём инновационной культуры  должна быть возложена на образовательные учреждения и средства массовой информации.


 

 

Таблица 2 - Программа развития инновационной культуры предприятия

Этапы

Содержание мероприятий

1. Сбор и анализ информации

Проведение анкетирования. Анализ данных. Выявление отклонений от желаемого уровня инновационной культуры. Формулировка основных проблем и задач инновационного развития предприятия

2. Разработка программы действий

Разработка программы обучения персонала. Проведение разъяснительной работы с персоналом для создания в коллективе убежденности в необходимости изменений. Определение источников вероятного сопротивления изменениям. Разработка системы мотивации персонала к инновационной деятельности

3. Создание предпосылок формирования инновационной культуры на предприятии

Создание целевых групп для формирования системы информирования персонала. Документальное оформление требований к инновационной культуре предприятия

4. Реализация программы формирования инновационной культуры предприятия

Обучение персонала. Создание системы коучинга по предприятию. Корректировка кадровой политики предприятия. Реализация новой системы стимулирования. Проведение изменений организационной системы предприятия

5. Контроль за формированием инновационной культуры

Выделение контрольных показателей, по которым будут определяться изменения инновационной культуры предприятия. Контроль за реализацией изменений инновационной культуры предприятия

 

Список использованных источников

Ларичева, Е.А. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия: монография / Е.А. Ларичева, Д.Г. Лагерев, А.Г. Подвесовский, Д.В. Ерохин. – Брянск: БГТУ, 2010. – 196 с.