Совокупность антропометрических характеристик и РЕМОНТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

 

SET OF ANTHOPOMETRICAL CHARACTERISTICS AND REPAIR TECHNOLOGICAL EFFECTIVENESS OF THE CAR

 

Севрюгина Н.С., Уварова Ю.С., Латышев С.В.

(БГТУ им. В.Г.Шухова, Белгород, РФ)

 

N.S.Sevrjugina, J.S.Uvarova, S.V.Latishev

(Belgorod State University of a name V.G.Shuchov)

 

Рассмотрены условия труда рабочих-механиков оказывающих услуги технического сервиса. Исследованы зоны доступа к элементам обслуживания. Предложен коэффициент корректирующий трудоемкость выполнения сервисных работ.

 

Working conditions of workers-mechanics rendering services of technical service are considered. Zones of access to service elements are investigated. The coefficient correcting labor input of performance of the service works is offered.

 

Ключевые слова: эргономичность, «технический сервис», техническая эксплуатация, энергетический ресурс, «моторное поле»

Keywords:  ergonomics, "technical service", technical operation, energy resource, "motor field"

 

Эффективность сферы производственной эксплуатации обеспечивается свойствами машины, заложенными при проектировании, реализуемыми при изготовлении и проявляющимися в период ее эксплуатации.

Показатель эргономичности машины характеризует систему «человек - машина» с точки зрения выявления факторов и оценки степени влияния эксплуатационных свойств на удобство работы и безопасность человека, осуществляющего управление машиной.

В систему показателей эргономических свойств входят: физиологические, психологические, антропометрические и гигиенические [1]. Проведем анализ эргономических свойств машины с позиций сферы технической эксплуатации.

Сфера технической эксплуатации включает службы технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования машин, обеспечения запасными частями и материалами, а также другие службы, без которых невозможно эффективное использование машин. В организационном плане все вышеперечисленные службы объединяют в понятие «технический сервис».

Типовой расчет производственной программы технического сервиса предусматривает определение состава и числа технических воздействий.

При нормировании затрат рабочего времени исполнителя учитывается время в течение, которого рабочий занимается производительным трудом. Базовая трудоемкость выполнения технологических операций при обслуживании и ремонте транспортных средств определяется по типовым картам, разрабатываемым производителем конкретной машины.

Базовый показатель трудоемкости изменяется с учетом коэффициента, отражающего условия работы: позу исполнителя, стесненность рабочей зоны, загрязненность объекта, препятствующая выполнению работы, (рис.1).

Значение коэффициентов определяется по специальной литературе, например, при выполнении ремонтных работ в полевых условиях корректирующий коэффициент составляет 1,5 при положительной температуре воздуха и три – пять при отрицательной [1].

Рисунок 1- Пример фактических условий работы исполнителя

 

С достаточной долей точности, можно утверждать, что от точности корректирование величины базового показателя трудоемкости зависит не только экономическая эффективность услуг технического сервиса транспортных средств, но и качество выполненных работ.

Интерпретируя термин эргономические свойства машин на сферу технической эксплуатации можно сказать, что эти свойства должны определять удобство и легкость выполнения технологических воздействий при выполнении операций поддержания работоспособности машин, соответствие мест воздействий антропометрическим показателям человека (рис.2)

Энергетический ресурс организма человека расходуется на поддержание своей физиологической активности и на производственную работу.

Рисунок 2- Схема основных антрометрических характеристик

 

Физиологическим показателем эргономических свойств выполнения технологических операций рабочего (рис.3) является коэффициент напряженности , который определяется в результате исследований:

,                                  (1)

где  – действительная работа за смену, Дж;

 – нормированная работа за смену, Дж;

 – усилие на рабочем инструменте, Н;

 – расстояние до зоны технологического воздействия, м;

 – число выполнения технологических воздействий в смену;

 – число точек технологического воздействия.

Рисунок 3- Кривая доступа к объекту технического воздействия

 

Психологические показатели характеризуют соответствие рабочего места закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки информации.

Проблема формирования «моторного поля» рабочего заключается в обеспечении соответствия точки технологического воздействия антропометрическим и биомеханическим параметрам человека. Основное внимание следует уделить сокращению количества сопутствующих перемещений при выполнении конкретной операции. Для выполнения этого условия точки воздействия необходимо размещать в зонах наибольшей доступности, так, чтобы исполнитель мог выполнить операцию, существенно не изменяя рабочей позы, и с минимальными затратами энергии (рис.4).

Рисунок 4- Пример расположения точек технологического воздействия

Антропометрические показатели оцениваются по коэффициенту удобства расположения точки воздействия

,                                                            (2)

где  и  - соответственно показатели фактического и наилучшего расположения точки воздействия.

Значения этих показателей могут быть определены методом экспертной оценки, а так же на основе суммарных энергетических затрат и алгоритмического анализа.

Вывод:

Выполнен анализ эргономических свойств точек технологического воздействия строительных, дорожных машин и автомобильного транспорта при выполнении операций по поддержанию их работоспособности.

Получено математическое описание комплексного показателя эргономических свойств точек технологического воздействия, значение которого предлагается учитывать при определении трудоемкости выполнения сервисных работ на конкретном транспортном средстве.

Авторы статьи проводят научные исследования по решению проблем развития сервисных услуг транспортных средств, повышения их качества и технологичности по гранту А21/12 «Научно-техническое обоснование транспортно-логистической системы ресурсного обеспечения формируемых кластеров и зон опережающего развития Белгородского региона» в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.

Список использованных источников

1. Севрюгина Н.С. Быстросъемность основных узлов и агрегатов и ремонтнопригодность транспортных средств / Севрюгина Н.С., Прохорова Е.В.// Вестник ХНАДУ. –  2012. – № 57. –  С. 97-103.

2. Севрюгина Н.С. Системный подход к оценке влияния эргономических показателей транспортных машин на эффективность технического сервиса. / Севрюгина Н.С. //Безопасность труда в промышленности. – 2010. – № 7. –  с. 56-59.

3. Шарипов В.М. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов: Учебник. /Под общ. ред. В.М. Шарипова. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 256 с.