ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ЛЕСНЫХ ТОВАРОВ

 

CHARACTERISTIC OF THE WORLD MARKET OF FOREST PRODUCTS

 

Андреева Л.П., Цыбинова Е.М. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

Andreeva L.P., Tsybinova E.M. (The Siberian State Technological University)

 

Нестабильное состояние мирового рынка лесных товаров характеризуется выделением новых лидеров и изменением темпов роста объемов продаж, что находит отражение в мировой рейтинговой оценке, проводимой ведущими организациями, многие из которых входят в глобальную сеть «PwCIL».

Unstable state of the forest products' global market is characterised by the emergence of new leaders and the change in sales growth rate which is reflected in the global rating conducted by leading organizations many of which are included in the global network «PwCIL».

 

Ключевые слова: рынок, рейтинговая оценка, EBITDA, рентабельность

Key words: the market, the rating, EBITDA profitability

 

Мировой рынок лесных товаров представлен 100 крупнейшими компаниями, которые попали в рейтинговую оценку агентства «PwCIL». Присвоение рейтинга осуществлялось по следующим показателям: выручка от продаж, чистая прибыль, рентабельность продаж по EBITDA, рентабельность капитала [1]. На основе информации нами составлена таблица 1, отражающая их участие на рынке по странам.

 

Таблица 1 –Доля участников мирового рынка лесных товаров по продажам

Потребители

Рыночная доля, %

Отклонение

2011

2012

США

28,0

30,0

2,0

Европа

32,0

30,0

-2,0

Япония

16,0

17,0

1,0

Развивающиеся страны Азии

9,0

9,0

0

в т ч Китай

3,0

4,0

1,0

Канада

7,0

7,0

0

Латинская Америка

6,8

6,6

-0,2

 

Согласно «PwC Top 100», в 2012 году суммарный объем продаж лесопродукции в мире составил 354 млрд. долл. США. Изменение выручки изображено на рисунке 1. Лидерами отрасли на рынке по-прежнему остаются компании США и Европы – их совокупная доля участия - 60% по 30% на каждую страну. В течение 2012 года европейские продажи снизились на 8% вследствие колебаний валютных курсов и продолжающегося кризиса суверенного долга, в США, наоборот, увеличились на этот же процент за счет восстановления рынка жилья. Японские компании проявили пятипроцентный рост выручки от продаж за счет аналогичной ситуации США, которая характеризуется активным спросом, выраженным положительной динамикой в сегменте жилищного строительства после цунами 2011 года. Эта тенденция наблюдается и на рынке Китая, который оказался самым динамичным -  подъем жилищного рынка в 2012 г. стране спровоцировал 12-процентный рост объемов продаж древесной продукции. В 2013 г. несмотря на предпринятые правительством попытки снизить рыночную активность, количество закладок новых коммерческих домов выросло в годовом исчислении на 6,4%. Снижение продаж в 2012 году продемонстрировали латиноамериканские и канадские компании на 3,0% и 1,0% соответственно.

Рисунок 1 – Темп изменения выручки от продажи лесопродукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г.,%.

 

Если сгруппировать компании по выручке (рисунок 2) то, только на 20 компаний приходится почти 60% от общего объема продаж. Стоимость проданной продукции до 2 млн. долл. США имеют 50 компаний, их доля - 17%.

Рисунок 2 – Группировка компаний мирового рынка лесных товаров

 

Из 20 крупнейших компаний наибольшую чистую прибыль имеют Kimberly-Clark (США), International Paper (США), Svenska Cellulosa (Швеция), Strona Enso (Финляндия), Hengan International (Гонконг). Кроме того к данной категории можно отнести еще две компании наращивающие чистую прибыль: гонконгская компании Hengan International и NewPage Corporation (США), которая смогла не только покрыть убытки, но и получить чистую прибыль (рисунок 3).

Совокупный показатель EBITDA по всем регионам  - 44 млрд. долл. США остался на уровне 2011 года. EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) -  это показатель прибыли компании до уплаты банковских процентов, налогов и амортизационных отчислений, который позволяет проследить формирование прибыли на всех уровнях.

Если оценивать региональную рентабельность продаж по EBITDA, то благодаря низким издержкам, компании Латинской Америки вновь продемонстрировали самый высокий уровень - 24% в 2012 г. (рисунок 4). Наибольший прирост маржинальной рентабельности наблюдается у бразильской компании Klabin -18%. Рентабельность китайских компаний и других развивающихся стран Азии 12 % и они прочно занимают 3 место в данной категории. Самая низкая региональная рентабельность продаж приходится на Еврозону 9% (рисунок 5).

Рисунок 3 – Динамика наибольшей прибыли среди крупнейших компаний за 2011-2012 гг., млн. долл. США

Рисунок 4 – Динамика рентабельности продаж по EBIDTA по регионам за 2011-2012 гг., %

Рисунок 5 – Наиболее высокая рентабельность продаж компаний, %

Рисунок 6 – Рентабельность капитала по регионам, %

 

Согласно таблице 1, компании с невысокой рыночной долей мирового рынка лесных товаров 4-7 % обладают высокорентабельным капиталом (рисунок 6).

Далее рассмотрим перспективные китайские компании, совокупный прирост рентабельности капитала которых в 2012 году составил 2,1%.

За последние десять лет в лесном секторе Китая были достигнуты выдающиеся показатели роста. Страна взяла четкий курс на приток сырьевых ресурсов и экспорт продукции более глубокой переработки. В результате, Китай вырвался резко вперед, претендуя на лидирующее место в мировом пространстве. Сегодня уже китайские инвесторы вкладывают средства в лесную индустрию других стран, диктуя мировые цены.

Китайские аналитики для сохранения ведущих позиций проводят собственные исследования бизнес-климата рынка лесной индустрии. Компания «RepRisk», являющаяся эксклюзивным партнером в Азии, провела в 2011 году аттестацию 14 лесных хозяйств и интегрированных лесопромышленных компаний по индикаторам стандарта «Asian  ustainability Rating™ (ASR™)». В качестве индикаторов для оценки были использованы семь основных критериев: стратегии КСО и коммуникации; корпоративное управление; среда; кадровый потенциал; товародвижение и цепочки поставок; коммуникации и развитие; взаимодействие с коренными народами и сохранения ЛВПЦ [2].

Нами было выявлено, что данные рейтинга «PwC Global Forest, Paper & Packaging† Industry Survey - 2013 Edition» и данные аттестационной оценки «RepRisk» не совпадают. Компании «Shandong Chenming» и «Lee & Man Paper», присутствующие в рейтинге PwC Top 100 и получившие высокие рейтинговые позиции согласно стандарта «ASR™» являются только «ведущими игроками рынка». И, наоборот, «Samling Global», которая не включена в PwC Top 100, присвоен наибольший балл.

Мировая рейтинговая оценка компаний лесной индустрии по основным конкурентным преимуществам выявляет лидеров и аутсайдеров, что является индикатором для инвестиционной политики.

 

Список использованных источников

1 Global Forest, Paper & Packaging Industry Survey 2013 editionsurvey of 2012 results [Электронный ресурс] // PwC URL: http://www.pwc.com/et_EE/EE/publications/assets/pub/pwc-global-forest-paper-packaging-industry-survey-2013-edition-survey-of-2012-results.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

2 Billy Cheng. Forestry in Asia [Электронный ресурс] // URL:http://www.sustainalytics.com/sites/default/files/forestry_in_asia-issues_for_responsible_investors.pdf (дата обращения: 11.04.14)