УДК 339.137.22

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

 

APPLYING VALUATION TECHNIQUES: COMPETITIVENESS FACTORS OF INSURANCE COMPANIES IN RK

 

Джакупова С.Т. (КазНТУ, г.Алматы, Республика Казахстан)

Jakupova S.T. (Kazakh National Technical University after K.I. Satpayev)

 

Методика оценки конкурентных преимуществ страховых организаций посредством «многоугольника конкурентоспособности» наглядно показывает конкурентное положение компаний на рынке страховых услуг.

Valuation methods by assessing the competitive advantages of insurance companies through a "polygon competitiveness" demonstrates the company’s competitive position in the insurance market.

 

Ключевые слова: Конкурентное преимущество, страховая услуга, конкурентоспособность

Key words:  Competitive advantage, insurance service, competitiveness

 

Страхование как вид деятельности на финансовом рынке имеет свою специфику, это обстоятельство следует учитывать при оценке  конкурентоспособности страховых организаций. Общепринятая методика, действующая в настоящее время, предполагает производить оценку конкурентных преимуществ любой организации по показателям конкурентоспособности определенных товаров (работ, услуг) или по показателям устойчивости функционирования самой организации. В то же время в отношении страховой организации корректнее считать, что она предлагает не продукт, который имеет определенный набор физических характеристик, а скорее услугу, т.е. предложение на страхование. Поэтому конкурентоспособность страховой компании и конкурентоспособность страховой услуги неразрывно связаны между собой. Отсюда следует, что конкурентоспособность страховой организации определяет её способность за счет устойчивой финансово-экономической деятельности  создавать качественные услуги с приемлемой ценой и разнообразием их видов.

Однако, несмотря на обилие имеющихся методов оценки конкурентоспособности предприятий, единой общепризнанной методики комплексной оценки их конкурентоспособности до сих пор нет.

Для объективной количественной оценки конкурентоспособности страховщика необходим наиболее полный набор основных факторов, оказывающих влияние на организационные, экономические и финансовые параметры, характеризующие его конкурентоспособность.

Удобным инструментом для подобного рода исследований является метод «многоугольника конкурентоспособности», основанный на использовании межфирменного или межпродуктового анализа,  предложенный Мошновым В.А. [1].

С учетом специфики объекта исследования, следует  скорректировать данный метод поскольку, конкурентоспособность страховой организации, как было отмечено выше, зависит от конкурентоспособности ее финансово-экономической деятельности и конкурентоспособности предоставляемых ею страховых услуг.

Таким образом, «многоугольник конкурентоспособности» в этом ракурсе будет состоять не только из факторов конкурентоспособности страховой услуги, но и финансово-экономических факторов конкурентоспособности страховой организации.

Оценка конкурентоспособности в виде геометрической фигуры, наглядно характеризует реальное конкурентное положение страховой компании на рынке страховых услуг. При этом вектора осей многоугольника соответствуют числу выбранных для анализа  финансово-экономических факторов, значение которых по мере удаления от его центра улучшается.

Обобщенный  оценочный параметр конкурентоспособности в качестве суммарного эффекта всех заложенных в модель конкурентных преимуществ определяется как площадь многоугольника, построенного на векторах осей, соотнесенных с показателями уровня этих конкурентных преимуществ.

Оценка конкурентоспособности страховщика  происходит путем сравнения параметров анализируемых услуг с параметрами базы сравнения. В качестве базы сравнения используется либо конкретная страховая услуга, являющаяся образцом, либо гипотетическая услуга, имеющая максимальные  оценки у страхователя.

Оценка конкурентоспособности страховой услуги по цене потребления       (http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image015.gif) выражается с помощью индекса конкурентоспособности услуги по цене:

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image018.gif                                                                                           (1)

где http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image021.gif - затраты клиента на предлагаемую  страховую услугу;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image024.gif - затраты клиента на предлагаемую  страховую  услугу – образец.

Помимо цены услуги, параметрами, характеризующими её привлекательность для клиента компании, являются такие ее свойства, которые проявляются непосредственно при контакте со страхователем, на любом этапе страхового процесса: от продажи до страховой выплаты. Результаты этого взаимодействия должны устраивать страхователя, как по существу, так и по форме [1]. К параметрам страховых услуг, оцениваемых страхователем, следует отнести следующие финансово-экономические факторы  конкурентоспособности: размеры страховых премий; разнообразие предлагаемых страховщиком страховых продуктов; уровень страховых выплат, предполагающих действенную систему урегулирования убытков.

К анализируемым финансово-экономическим факторам, относятся: разнообразие страховых продуктов (видов страхования), региональные сети (количество филиалов), достаточная величина  активов страховой организации, достаточный размер капитала, уровень  резервов, величина страховых выплат и страховых премий. Они в полной мере позволяют характеризовать конкурентоспособность страховой организации с позиции ее финансово-экономических составляющих.

Кроме вышеперечисленных факторов, Жук И.Н. предлагает в качестве свойств страхового продукта, обеспечивающих предпочтения страхователей, рассматривать клиентский сервис, наличие связной услуги и узнаваемость [2]. В нашем исследовании, несмотря на очевидную значимость они не задействованы, так как не основаны на факторах финансово-экономического характера.

Далее сопоставляются единичные параметры качества анализируемого продукта с базой сравнения путем построения для каждого из i-го параметра соответствующего параметрического индекса (http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image027.gif):

                                              http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image030.gif,                                             (2)                                                   

где http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image033.gif- значение j-го потребительского параметра страховой услуги;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image036.gif- значение j-го потребительского параметра оцениваемого страхового продукта – образца.

Поскольку оценку конкурентоспособности каждой из сравниваемых страховых организаций можно интерпретировать через площадь геометрических фигур – многоугольников конкурентоспособности (SНкс), то при проведении межфирменных сравнений по конкурентным преимуществам для каждой страховой организации получим:

SHkc=                                        (3)

где SНкс – площадь многоугольника конкурентоспособности страховой организации (экономической деятельности или страховой услуги);

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image042.gif - http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image045.gif - оценочные параметры конкурентных преимуществ, включенных в модель.

SHkc для анализируемых в данной статье факторов уравнение будет иметь вид:

, (4)                                                                           

где К - оценочный показатель конкурентного преимущества, в том числе:

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image054.gif – активов страховой организации;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image057.gif – капитала страховой организации;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image060.gif – достаточности резервов страховой организации;

  – величины премий страховой организации;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image066.gif – уровня страховых выплат;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image069.gif – разнообразия страховых продуктов;

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image072.gif – наличия региональных сетей;

В целях определения конкурентоспособности по предложенной методике, проведем анализ страховых организаций, действующих по отрасли общего страхования, среди которых: АО "СК "Евразия", АО "СК "Виктория", АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах", АО "ДК БТА Банка "БТА Страхование", АО "СК "НОМАД Иншуранс", АО "СК "Cентрас Иншуранс", "АО "ДО АО "Цеснабанк" СК "Цесна-Гарант" (таблица 1).

Анализ факторов конкурентоспособности  ведущих казахстанских страховщиков, основан на официальных данных финансовой отчетности, имеющихся в свободном доступе и расчетах автора. Исходные данные для проведения анализа представлены в таблице 1.

Расчеты с использованием исходных данных на основе рассматриваемой методики оценки факторов конкурентоспособности, приведены в таблице 2.

В качестве базовых были использованы показатели финансово-экономических факторов страховой компании АО "СК "НОМАД Иншуранс".

 

Таблица 1 - Исходные данные для  расчета оценочных показателей факторов конкурентоспособности страховых организаций за 2014 год

Наименование организации

Величина активов

Величина страховых резервов

Вели­чина капитала

Размер страховых выплат

Разнооб­разие страховых продуктов

Страховые премии

Регио­нальные сети

АО "СК "Евразия"

83670879

26336795

53125078

12056704

23

27238358

9

АО "СК "Виктория"

51929658

3992874

47550762

285069

19

2846280

11

АО "ДСК Народного банка Халык- Казахинстрах"

37660064

13778242

20579769

6860798

24

24083385

18

АО "ДК БТА Банка "БТА Страхование"

30557202

5282983

23998494

1764700

21

7144636

17

АО "СК "НОМАД Иншуранс"

17656988

9243907

4950383

3595942

23

14853941

17

АО "СК "Cентрас Иншуранс"

5770776

2845916

2243325

1958429

21

4572398

18

"АО"ДО АО "Цеснабанк" СК "Цесна-Гарант"

12016443

6453809

4506803

3097472

21

15980973

4

Источник: составлено по данным НБ РК

 

Построенный на основе произведенных расчетов «многоугольник факторов конкурентоспособности» (рисунок 1) наглядно показал что, лидерами страхового рынка являются страховые компании:  АО "СК "Евразия", АО "СК "Виктория" и АО "ДСК Народного банка Казахстана "Халык - Казахинстрах", конкурентоспособность, которых составляет, соответственно: 0,5; 0,3 и 0,2.

 

Таблица 2 - Результаты расчетов оценочных показателей факторов конкурентоспособности страховых организаций

Страховые организации

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image076.gif

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image077.gif

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image078.gif

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image079.gif

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image080.gif

http://www.rusnauka.com/18_ADEN_2012/Economics/3_112131.doc.files/image082.gif

SHkc

АО"СК "Евразия"

5

3

11

3

1

2

0,5

0,5

АО"СК "Виктория"

3

0,4

10

0,08

1

0,2

0,6

0,3

АО"ДСК Народного банка "Халык- Казахинстрах"

2

1,5

4

2

1

2

1

0,2

АО "ДК БТА Банка"БТА Страхование"

2

0,6

5

0,5

1

0,5

1

0,1

АО"СК "НОМАД Иншуранс"

1

1

1

1

1

1

1

0,05

АО"СК "Cентрас Иншуранс"

0,3

0,3

0,5

0,5

1

0,3

1

0,02

"АО "ДО АО "Цеснабанк" СК"Цесна-Гарант

0,7

0,7

1

0,9

1

1

0,2

0,2

Источник: рассчитано автором на основе данных НБ РК.

 

Рисунок 1 - «Многоугольник факторов конкурентоспособности»

 

Подводя итоги, следует отметить, что приведенная методика позволяет исследовать не только факторы, влияющие на конкурентоспособность страховых компаний, но и оценивать последствия их изменений в будущем, а также их влияние на конкурентное положение компаний на рынке страховых услуг.

 

Список использованных источников

1.     Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия // Корпоративный менеджмент. -2003. - №5.

2.     Жук И.Н. Конкурентоспособность страховой компании как объект управления // Страховое дело. -2011. - №5.