УДК 634.0.89

АНАЛИЗ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

ANALYSIS OF THE REGULATORY SYSTEM FOR SUSTAINABLE FORESTRY DEVELOPMENT

 

Хашир Б.О., Хут Р.А.

(Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, РФ)

Khashir B.O., Hoot R.A.
(Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia)

 

Рассмотрены вопросы развития государственного регулирования, на основе эффективной организации лесного хозяйства.

The problems of the development of regional forest management, based on the efficient production of forest products

 

Ключевые слова:  лесопользование, экономика, регулирование, регион.

Keywords:   forest management, economics, regulation, region.

 

На устойчивое развитие отраслевого лесного комплекса влияют многие факторы внутренней и внешней по отношению к отраслевому комплексу среды, исходя из этого, все факторы, влияющие на устойчивое развитие отраслевого комплекса можно разделить на внутренние и внешние [1,7].

Внешние факторы связаны с внешней средой, в которой функционирует отраслевой комплекс: тенденции в развитии отраслей, тесно связанных с данным комплексом; степень развитости рынков; инвестиционная, финансовая, налоговая и кредитная политика в стране (регионе); правовое обеспечение рыночных отношений; состояние ресурсной базы в стране (регионе); платежеспособный спрос основной массы населения; тарифы на энергоносители; уровень таможенных пошлин на средства производства и продукцию отраслевого комплекса; государственное регулирование в области природопользования и охраны окружающей среды, социально-экономическая обстановка в стране (регионе) и др.

Основу внутренних факторов составляют производственные и функциональные возможности отраслевого комплекса: конкурентоспособность выпускаемой продукции; научно-технический уровень производств; эффективность использования ресурсов; функционально-отраслевая, территориальная и организационно-хозяйственная структура отрасли; уровень инвестиционной привлекательности отрасли; направления использования финансово-кредитных ресурсов и др.

Исходя из этого, система регулирования устойчивого развития отраслевого комплекса - есть совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих возникновение процесса регулирования устойчивого развития, который также является частью этой системы [2].

Процесс регулирование устойчивого развития отраслевого комплекса - есть последовательность действий, направленных на обеспечение определенного уровня экономической устойчивости отраслевого комплекса или стабильных тенденций к его повышению.

Одной из главных регулирования задач государственного развития промышленности является создание необходимых предпосылок для устойчивого развития отраслевых промышленных комплексов. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулируя проведение намечаемых мероприятий [3,4].

Необходимость государственного регулирования устойчивого развития промышленности обусловлено следующими факторами:

-   только государство обладает всей совокупностью необходимых методов и инструментов, способных ограничить загрязнение окружающей среды;

- природные ресурсы являются собственностью государства, поэтому именно государство может обеспечить оптимальное их освоение, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения на долгосрочную перспективу;

В настоящее время система государственного регулирования в Российской Федерации переходит от прямого управления к экономическим механизмам, создающим условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов.

Очевидно, что отраслевое развитие промышленности осуществляется на уровне отдельных регионов-субъектов Российской Федерации с учетом их специфических условий и возникших в связи с переходом к рынку проблем.

Переход к рыночной системе хозяйствования снизил роль государства в отраслевом управлении, однако в региональном разрезе она не только сохраняется, но и должна повышаться. Соответствующие регионально- управленческие функции продолжают выполняться в различных сферах (непроизводственный сектор, социальное обеспечение, использование природных ресурсов), а теперь распространяются и на решение новых проблем (безработица, экология, последствия рыночной деформации хозяйства и др.).

Учитывая современную ситуацию в региональном развитии, обусловленную различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов (неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала), программа проведения реформ не может ограничиваться системой унифицированных мероприятий для Российской Федерации в целом. Объективные особенности Российской Федераций требуют разумного сочетания двух линий в дальнейшем проведении экономических реформ: регионализации и интеграции [4,8].

Требование регионализации реформы означает:

- учет специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной инвестиционной, финансовой, социальной внешнеэкономической политики.

- перенос ряда направлений реформы на региональный уровень - особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов.

- децентрализацию процессов управления реформами, активизацию экономической деятельности на местах.

При этом государственное регулирование отраслевого развития должно осуществляться на различных уровнях управления - федеральном, межрегиональном, региональном и местном. Если задачи федеральных органов состоят в регулировании процессов организации производства в районах нового освоения и экстремальных районах, в реализации крупномасштабных программ, организации межрегиональных и межгосударственных экономических связей, то региональные и местные органы государственного управления основное внимание должны уделять использованию локальных ресурсов, рационализации структуры хозяйства, экологическим и социальным проблемам [5,7].

Регулирующее воздействие государства на региональные отраслевые комплексы осуществляется прямыми и косвенными способами. При прямом экономическом регулировании используются административные методы с привлечением рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, федеральный и региональные бюджеты. Направлениями прямого регулирования являются:

- размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд;

- участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития отраслевых комплексов, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов, финансовых, кредитно-денежных рычагов (стимулов и антистимулов) опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования в регионах. Используются в основном налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Для промышленных предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду и т. д. Отсрочки платежей в бюджет могут оформляться в виде налогового кредита или налоговых каникул [6].

Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетной ставкой Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы.

Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Такой мерой кредитного регулирования является изменение условий предоставления долгосрочного инвестиционного кредита для промышленных предприятий.

Таким образом, регулирование устойчивого развития отраслевых промышленных комплексов - это непрерывный процесс воздействия государства (посредством методов экономического регулирования регионального развития и размещения производительных сил) на деятельность хозяйствующих субъектов, составляющих данный отраслевой комплекс, в целях удовлетворения возрастающих потребностей национальной экономики в промышленной продукции данных отраслей при условии сохранения природных ресурсов, то есть использования возобновляемых природных ресурсов с интенсивностью, не превосходящей их регенеративную способность, а невозобновляемых - с оптимальной эффективностью.

 

Список   использованной литературы

1. Хуажев О.З.  Экономические аспекты управления малым бизнесом лесопромышленного комплекса.  - Воронеж: ВГУ, 2005. – 208 с.

2. Хуажев О.З. Инструментарии региональных экономических исследований и управления на предприятиях лесного комплекса. - Краснодар: КубГТУ, 2007. - 160с.

3. Хуажев О.З., Апсалямова С.О.  Инновационные кластерные структуры эффективного управления лесным сектором экономики Краснодарского края. - Краснодар:  ООО «Издательский дом-Юг» КубГТУ, 2009. – 216 с.

4. Хуажев О.З., Гарбуз А.С. Формирование механизма регулирования устойчивого развития экономики регионального лесного сектора. – Краснодар:  ООО «Издательский дом-Юг», 2009. – 136 с.

5. Хуажев О.З., Хунагова Р.А. Механизмы экономического менеджмента инновационным развитием лесного сектора. - Краснодар: ООО «Издательский дом-Юг» КубГТУ, 2010. - 360с.

6. Хуажев О.З. Организационно - экономический механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора региона.  Краснодар: ООО «Издательский дом-Юг», 2012. – 192 с.

7. Хуажев О.З. Стратегическое планирование лесного комплекса региона// Научный журнал «Научное обозрение». - 2013. - Том 6. - С. 157-160. 

8. Хуажев О.З., Апсалямова С.О. Экологическое лесопользование на основе использования биологически активных веществ. // Научный журнал «Научное обозрение». - 2013. - Том 6. - С.12-15.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 14-02-00551 на тему «Организационно-экономические механизмы регулирования устойчивого развития экономики регионального лесного сектора»