ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ

 

The process of strategic planning and management of timber corporation

 

Ларина Н.В.

(Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс (ОрёлГТУ), г.Орел, РФ)

Larina N.V.

(State University —Education-Science-Production Complex)

 

Рассмотрен процесс стратегического планирования и управления лесопромышленной корпорацией.

The article describes the process of strategic planning and management of timber corporation.

 

Ключевые слова: лесопромышленная корпорация, управление, планирование

Key words: timber corporation, management, planning

 

Для крупных корпоративных образований первостепенное значение приобретает необходимость углубления процесса бизнес-планирования и разработки стратегических планов развития корпорации, обеспечения ее финансово-экономической устойчивости. Все это неизбежно ведет к определению объекта стратегического управления и разработке стратегического плана развития корпорации. При этом стратегическое управление включает обоснование миссии, установление принципов и целей корпоративного развития, выбор альтернативных стратегий развития, перспективное планирование маркетинговой, инновационной, финансово-инвестиционной, организационной и кадровой политики холдинговой компании в целом и ее структурных единиц, а также организацию выполнения стратегических планов и целевых программ.

Необходимость системного подхода к стратегическому управлению определяется сложностью организации холдинговой компании (ХК), включающей юридически самостоятельные фирмы различных отраслей, многообразием связей ее подсистем (дочерних фирм, бизнес-единиц) друг с другом и с внешними партнерами, потребителями, инвесторами, многоцелевым характером ее функционирования и развития.

Разработка стратегического плана развития ХК является логическим процессом, состоящим из ряда последовательных действий, которые создают синергический эффект мультипликации. Он не может быть достигнут по отдельности фирмами и бизнес-единицами ХК. При этом особенно важно при определении объекта стратегического управления ХК выделить следующие основные этапы:

- анализ внешних условий деятельности компании, позиций ее конкурентов на глобальном рынке, выбор конкурентной стратегии;

- анализ внутренних ресурсов компании, их достаточности для достижения заданных целей, явление дополнительных ресурсов, лимита затрат, ожидаемых результатов;

- определение миссии и целей ХК и ее участников, разработка механизма согласования этих целей;

- определение стратегических возможностей и целей участников ХК; формирование альтернативных стратегий;

- выбор вариантов маркетинговой, инновационной, инвестиционной, социально-кадровой стратегий;

- план реализации стратегии – перспективная производственная программа, планы развития, планы по труду, снабжению, стоимости, финансовый план;

- организация выполнения стратегических планов, контроль и внесение изменений.

Каждый их этапов является логически законченным, но при его реализации могут быть выбраны разные методы, совместимые с выбранной процедурой стратегического планирования в целом, с окружающей средой и внутренними характеристиками ХК (рисунок 1).

Рисунок 1 - Процесс стратегического планирования и управления лесопромышленной корпорацией

 

При этом следует учитывать, что способные достичь синергетических эффектов ХК с несколькими видами бизнеса получают конкурентное преимущество перед компаниями, неспособными добиться синергизма.

Как известно, стратегическое планирование является базой для стратегического управления. Стратегическое управление – это достаточно сложная система, состоящая из большого числа взаимосвязанных компонентов. В течении последних десятилетий были разработаны различные методы моделирования таких систем. Одним из них является методология SADT.

Принципиальная модель стратегического управления лесопромышленной корпорацией может быть создана на базе SADT– методологии. SADT (StructuredAnalysisandDesignTechnigue) представляет собой методологию структурного анализа, разработанную для описания систем различной степени сложности. На основе SADT– методологии было создано три методологии IDEF, затрагивающих различные аспекты функционирования производственной среды:

1) IDEF0 – методология создания функциональной модели производственной среды или системы (основана на методе SADT Росса);

2) IDEF01 – методология создания информационной модели производственной среды или системы (основана на реляционной теории Кодда и использовании ER-диаграмм Чена);

3) IDEF2 – методология создания динамической модели производственной среды или системы.

Методология IDEF0 предназначена для структурированного представления функций системы и анализа системных требований. Она является одной из самых известных и широко используемых методологий проектирования.

Построение модели стратегического управления с использованием методологии IDEF0 позволяет решить проблему разработки единой технологии стратегического управления, описание этапов которого представляется в виде взаимосвязанных между собой процедур.

Применяя методологию IDEF0, целесообразно построить базисный блок, который, в свою очередь, разбивается на подсистемы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Базисный блок стратегического управления

 

Как видно из рисунка, стратегическое управление осуществляется посредством внутренних и внешних механизмов его реализации. Исходным параметром, то есть выходом, под непосредственным влиянием факторов макроокружения, мезоокружения и микроокружения, будет достижение поставленных перед предприятием целей.

В дальнейшем базисный блок разбивается на пять этапов (рисунок 3), каждый из которых представляет собой подсистему, подлежащую основному рассмотрению и описанию с использованием IDEF0-методологии.

Описание технологии стратегического управления с помощью IDEF0-мотодологии позволяет применить к нему сразу несколько научных подходов, а именно: системный (стратегическое управление рассматривается как система), маркетинговый (технология ориентирует деятельность предприятия на нужды потребителей), процессный (дается описание взаимосвязанных функций стратегического управления), директивный (технология закрепляется в виде документально оформленных схем).

Рисунок 3 - Процесс стратегического управления лесопромышленной корпорацией