КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 

COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES UNDER MARKET CONDITIONS

 

Таирова М.М., Игамбердиева Ф.М. (Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан)

Tairova M.M., Igamberdieva F.M. (Bukhara State University)

 

 Рассмотрены вопросы конкурентоспособности предприятий Узбекистана в рыночных условиях. Выявлены  препятствия в росте конкурентоспособности предприятий страны.

 

Discussed issues of competitiveness of enterprises in Uzbekistan under market conditions.  Obstacles  were identified in the growth of competitiveness of enterprises of the country

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, адаптация предприятий, проблемы роста

Key words: competitiveness , adaptation of enterprises, growth problems

 

Ориентация экономики страны на рыночные отношения и интенсивное развитие внешне экономических связей обуславливает необходимость адаптации предприятий их деятельности к новым условиям. Так как качество экономического роста и конкурентоспособность предприятий  в решающей степени определяются наличием прогрессивных сдвигов в организационной и технологической  структуре. Как отметил в своем выступлении Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «Ускоренная модернизация производства, создание современных мощностей позволяют сегодня насытить потребительский рынок качественной конкурентоспособной продукцией».[1]

Изменения последних лет в экономике нашей страны породили новые понятия и ориентиры в деятельности предприятий. В корне изменилась интенсивность и форма внешнего воздействия на деятельность предприятия. Возникли новые внешние стимулы, в частности, интересы собственника. Значительно расширились поле выбора у предприятия и возможности развития своей деятельности, усложнения её структуры, обнаружения новых, более прибыльных сфер функционирования. На сегодняшний день отдельно взятые механизмы адаптации предприятий, адекватные устойчивым хозяйственным системам, стали малоэффективными в нынешних условиях. Это связано с тем, что современные организационные формы и технологии требуют приспособления к условиям экономики Узбекистана.

С каждым годом  в Узбекистане происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых  инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Так как конечная цель любого предприятия – победа в конкурентной борьбе как закономерный итог постоянных и непрерывных усилий развития предприятия. С  ускорением насыщения спроса и усилением государственного регулирования не каждое предприятие сможет, выжить и удержать свои позиции  в соответствии с требованиями рынка. К тому же для  наших отечественных предприятий типовыми являются ситуации, когда при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным, т.е. не может погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, предприятие старается рассчитаться с поставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами.

Настоящее время — время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики — ставит перед менеджментом новые задачи. В процессе своего развития предприятия сталкиваются с так называемыми проблемами роста.  Можно выявить некоторые препятствия в росте конкурентоспособности предприятий:

- хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей;

- недостаточные объемы и низкое инновационное качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ;

-отсутствие стимулирования предприятий во внедрении инноваций и новых технологий;

- недостаточно развитая национальная инновационная система, инфраструктура, а также венчурное финансирование.

Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными консультационными компаниями, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблемам. При этом возникает необходимость согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных на предприятии, а также создания и ведения на предприятии библиотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений. Такая библиотека должна стать своего рода «генетической памятью» предприятия. Выполнение этих условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации предприятий в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества, повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является важнейшим шагом для менеджеров каждого предприятия. Причем зачастую привлекаются деньги не только узбекских акционеров и инвесторов, но  и иностранные инвестиции. Таким образом, обеспечение инвестиционной привлекательности будет способствовать развитию конкурентоспособности предприятия, так как это  позволит увеличить свою капитализацию на основе которых можно строить деятельность на ближайшую перспективу.

Список использованных источников

1.   Каримов И.А. 2012 года станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год». Народное слово. № 14, 2012 г. 20 января.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.