современные решения по устройству земляного полотна лесных дорог

 

Гребенюк А.Л., Гарус И.А. (ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск, РФ)

Grebenuk A.L., Garus I.A. (The Bratsk state university, Bratsk)

 

Рассмотрены вопросы, связанные с эксплуатацией земляного полотна лесных автомобильных дорог и возникающие в них фактор, влияющие на их устойчивость. Проанализированы современные технические решения позволяющие противостоять этим отрицательным факторам.     

The problems associated with the operation of earth-Polot forest roads and arising in these factor affecting their stability. Analyzed modern technical solutions of allowing counter these negative factors.

 

Ключевые слова: дорожная одежда, земляное полотно, транспортная нагрузка

Key  words: pavement, subgrade, traffic load

 

Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования ограничивает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. В Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. и решением  Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы. В них предусмотрено ряд мероприятий, обеспечивающих развитие лесной транспортной инфраструктуры лесных земель. В частности, связанных с совершенствованием действующей нормативно-методологической базы планирования, строительства и содержания, лесных дорог с учетом параметров современных лесовозных автопоездов.

Дорожная одежда — укрепленная часть автомобильных дорог, которая состоит из основания, покрытия и подстилающего слоя, укладываемого на полотно земли. Именно на нее приходится нагрузка от транспорта. Под воздействием самых разных факторов (осадки, перепады температур, механические повреждения и пр.) дорожные насыпи постепенно разрушаются. Основная проблема состоит в том, что дорожная одежда проседает, а между слоями полотна появляются неравномерные горизонтальные напряжения. Итог — дорожное полотно приходит в негодность.

В настоящее время при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог широко применяются нетрадиционные конструктивно-технологические решения с использованием геосинтетических материалов. В конечном итоге эффективность применения геосинтетических материалов в устройстве дорог обусловлена повышением их работоспособности, снижением толщин конструктивных слоев дорожной одежды и увеличением срока службы дорожных сооружений. Использование материалов ТЕФОНД (т.н. дорожная одежда) позволяет решать следующие практические задачи:

·  увеличение срока службы дорожной одежды;

·  сохранение первоначальной влажности грунта в процессе ее эксплуатации;

·  ограничение ежегодного неравномерного поднятия дорожной одежды в результате морозного пучения грунтов;

·  экономия дорожно-строительных материалов за счет уменьшения толщины конструкции;

·  повышение долговечности дорожной одежды и улучшение её транспортно-эксплуатационных характеристик.

Непременным условием строительства дорожного покрытия на слабых почвах, например, на торфе с большим содержанием ила или глинах, является стабилизация грунта. Дорожная одежда должна быть такой, чтобы полотно могло дренировать поднимающуюся из земли влагу или  отводить ее от поверхности.

Для стабилизации основания дорог необходимо использовать гидроизоляцию как обязательное условие надежности и долговечности дорожного покрытия, так как вода, поступающая из грунтов к дорожному полотну, вызывает ухудшение качественных характеристик насыпи.

Устройство дорог есть многокомпонентный процесс. Кроме непосредственного строительства насыпи также необходимо возводить:

·  ограждающие конструкции;

·  укрепляющие сооружения;

·  дренажные системы.

При строительстве дорожных конструкций стабилизирующие решетки, уложенные в слой основания, предотвращают вдавливание подслойки в нижний слой грунта, увеличивая тем самым его несущую способность и снижая толщину конструкции слоев-наполнителей, укладываемых в основание дороги. Решетка равномерно распределяет нагрузку, приходящуюся на дорожное покрытие, и снижает разницу между уровнями усадки. Особенно эффективно применяются на заболоченных и на торфянистых участках грунта.

Решетки, уложенные в грунт или встроенные в земляные устройства при их создании, распределяют нагрузку на больших поверхностях, повышая тем самым стабильность конструкции.

Геосетки пригодны для укладки в зернистый слой основания под покрытием автомобильных дорог, в систему несущего слоя под основанием железнодорожного полотна, при закладке основания дамб, и используются с целью разграничения отдельных слоев и укрепления их конструкции. В целом предлагаемое оборудование позволят решать проблему оптимизации технологического процесса, что повысит эффективность работы.

Список использованных источников

1. ПРИКАЗ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

2. О Государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы и соответствующих программах субъектов РФ ЦФО

3.http://www.tefond.ru/geomembrana/stroitelstvo_av_dor/ustroystvodorog/

4.http://himplastki.narod.ru/zzz/stroy.htm