ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

 

ASSESSMENT OF INFLUENCE OF RAILWAY TRANSPORT ON THE CONDITION OF FOREST VEGETATION

 

Костромина О.А. (ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск, РФ)

Kostromina O.A. (Bratsk state university)

 

В статье рассмотрены вопросы видового разнообразия антропогенно измененных территорий – железнодорожных насыпей в условиях Братского района Иркутской области

In article questions of a specific variety of anthropogenically changed territories – railway embankments in the conditions of the Brotherly region of the Irkutsk region are considered

 

Ключевые слова: флора, коренные фитоценозы, антропогенный фактор, оценка биоразнообразия

Key words:  flora,  anthropogenous factor, biodiversity assessment

 

Строительство железной дороги сильно влияет на среду обитания растений. Железная дорога изменяет ландшафт – он становится более открытым. Появляется щебнистая насыпь без слоя гумуса и банка семян. С насыпи стекает загрязненная вода, условия становятся более засушливыми. Изменяются воздушные потоки. Эти воздействия приходятся на растительные сообщества пограничной территории, где встречаются растения коренных местообитаний, луговые, степные и синантропные виды. Могут попадать заносные растения.

Целью работы была оценка влияния железнодорожного транспорта на видовое разнообразие и постоянство видов растительности железнодорожных насыпей на станциях разной загруженности в окрестностях города Братска.

Оценка видового разнообразия и постоянства видов

Железнодорожная насыпь и прилегающим к ней территория - это антропогенно измененная, пограничная территория, где встречаются как растения коренных фитоценозов, так и луговые, сорные и синантропные растения.

В результате работы было описано более 30 пробных площадей на 6 железнодорожных станциях с разной интенсивностью движения. Было определено 103 растения, относящиеся к 26 семействам.

Оценка встречаемости видов

На большинстве площадок наблюдалось более 20 видов растений. Больше всего видов наблюдалось в п.п. Гидростроителе, Новобратске и на ст. Моргудон – это, в основном большие станции с широкой насыпью и с путями разной загруженности. Оценка встречаемости видов показала, что среди описанных видов нет ни одного, который встречался бы на 100% исследуемой площади.

Наиболее часто встречались (встречаемость более 50%)  6 видов растений, еще 18 видов встречались на трех станциях из семи. Среди них наблюдались как сорные и синантропные виды (Chenopodium rubrum L., Chenopodium album L.,  Еlytrigia sibiricus L., Artemisia vulgaris L., Lipidium  ruderale L. Vicia cracca L., Achillea millefolium L.), так типичные лесные (Rubus saxatijis L., Calamagrostis epigeios (L.), Poa angustifolia L.) и степные виды (Artemisia sieversiana Willd). Редко наблюдалось (только на одной площадке) 78 видов  растений, в основном характерных для лугов (Polugonum aviculare L.S.E., Melilotus albus Medixus, Vicia sepim L., Artemisia  tanacetifolia L., Alopecurus pratensis L., Pyleum pratense L., Lathyrus pisiformis  L.); степей (Thelictum simplex L., Arabis sagittata (Bertol.) DC, Potentilla tergeminu Sojah, Artemisia dracunculus L.); лесов (Iris ruthenica Ker, Aguilgia sibiricus  L., Pulsatilla patens (L.) Miller).

При обследовании данной территории были найдены виды, не характерные для нашего региона (вероятно, заносные): Термопсис ланцетный Thermopsis lanceolata R. Br., Пупавка светло-желтая Anthemis subtinctoria Dobrocz., Качим метельчатый Gypsophila paniculata L.

 

Оценка разнообразия видов на станциях с различной интенсивностью движения

Наибольшим разнообразием видов отличаются участки с широкой насыпью, так же оказывает влияние укладка дерна на откосах и характер растительного покрова окружающей местности. Например, станция Куйтун имеет высокую интенсивность движения, но на ней широкая насыпь с задернеными откосами, вокруг станции располагается лугово-степная растительность. Это и обуславливает большое видовое разнообразие растений на данной станции.

В районе города Братска наибольшее разнообразие также наблюдалось на площадках с сильной интенсивностью (ст. Падунские пороги -ст.Гидростроитель – ст. Моргудон) - 63 вида растений. А на станциях со слабой интенсивностью движения (ст. Багульная – ст. Новобратск) - 43 вида, где встречались как растения леса, так и луговые и сорные растения.  Значит, интенсивность движения мало влияет на видовой состав данной растительности, потому что растительность, в основном, представлена синантропными видами, приспособленными к таким нагрузкам.

Таксономический анализ структуры  растительности железнодорожных станций

В результате проведенного исследования на изучаемой территории выявлено 102 видов из 26 семейств. Головная часть спектра включает первые 10 семейств, объединяющие 74 вида, что соответствует (72,3 %) флоры. Наибольшее количество видов занимают семейства Asteraceae и Poaceae (42 вида, 41 % от общего количества видов), что говорит о доминировании степной и луговой флоры (рис.1).

 

 

 

Рисунок 1 - Соотношение головной части родового спектра, % от общего числа видов

Эколого-ценотический анализ

Растения, произрастающие на железнодорожных насыпях, распределяются на эколого-ценотические группы довольно равномерно. Многие эколого-ценотические группы включают малое число видов, поэтому удобно их объединить в экологические группы: лесных, лугово-степных и адвентивных растений (табл. 1).

 

Таблица 1- Экологический состав флоры

Экологическая группа

Число видов

% от общего числа видов

1.

Лесные

67

65,6

2.

Лугово-степные

17

16,7

3.

Адвентивные

14

13,7

 

Отмечено 14 видов адвентивных растений, что составляет 13,7 % флоры. Адвентивные растения появляются в результате антропогенного влияния на флору, т.е. на число адвентивных растений во флоре влияет интенсивность антропогенного воздействия. Поэтому они могут быть чутким индикатором антропогенной нагрузки. Больше всего заносных растений содержат семейство Asteraceae 5 видов, только сорные растения содержат семейства Chenopodlaceae и Brssicaceae. Таким образом, заносные растения принимают активное участие в формировании флоры железнодорожных насыпей.

 

Анализ хорологической структуры  растительности железнодорожных станций

Хорологическая структура флоры представлена 9 группами (рис. 2).

Рисунок 2 - Хорологические группы

 

Преобладают широко распространенные виды, ареал которых охватывает всю бореальную область Голарктики. Вместе с Евроазиатскими видами  они занимают 66,4 % . Сибирских видов 19,4 % - это в основном виды лесного комплекса.

Заключение

1.    Наибольшее число видов наблюдалось на крупных станциях с сильной интенсивностью движения, следовательно, интенсивность движения мало влияет на видовой состав данной растительности, потому что она в основном представлена синантропными видами, приспособленными к таким нагрузкам.

2.    Головная часть спектра включает первые 10 семейств, объединяющие 74 вида, что соответствует (72,3 %) флоры. Наибольшее количество видов занимает семейство Asteraceae и Poaceae.  (42 вида, 41 % от общего количества видов), что говорит о доминировании степной и луговой флоры.

3.    Растения железнодорожных насыпей в большинстве своем принадлежат к лесной экологической группе 67 видов и 65,6 % от общей флоры.  Отмечено так же 14 видов адвентивных растений, что составляет 13,7 % флоры. Больше всего заносных растений содержат семейство Asteraceae 5 видов, только сорные растения содержат семейство Chenopodlacene (2 вида). Таким образом, заносные растения принимают активное участие в формировании флоры железнодорожных насыпей.

4.    В ареологической группе преобладают широко распространенные растения с космополитным или бореальным ареалом 66,4 % . Сибирских видов 19,4 % - это в основном виды лесного комплекса. Следовательно, большая часть железнодорожной флоры представлена видами, обладающими широкой экологической пластичностью толерантными к техногенному воздействию.

Список использованных источников

1.     Конспект флоры Иркутской области (сосудистые растения)/В.В. Чепинога [и др.]; под ред Л.И. Малышева. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 2008. – 327 с.

2.     Конспект флоры Сибири: Сосудистые растения / Л.И. Малышев  [и др.]. – Новосибирск: Наука 2005. – 362 с. 

3.     Костромина, О.А. Оценка видового разнообразия железнодорожных насыпей в окрестностях г.Братска [Текст]/ О.А. Костромина, М.А. Губарь//Сборник материалов V (XI) Всероссийской научно-технической конференции «Молодая мысль: Наука. Технологии. Инновации»/. Братск: изд-во ФГБОУ ВПО «БрГУ». – 2013. -  С.77-79.

4.     Костромина О.А. Влияние техногенного загрязнения на биологическое разнообразие сосудистых растений./ Естественные и инженерные науки – развитию регионов Сибири: материалы XI (XXXIII) Всероссийской научно-технической конференции.- Братск: Изд-во БрГУ, 2012.- С.138-139.

5.     Красная книга Иркутской области: Сосудистые растения /М.Г. Азовский [и др.]; под ред. А.М. Зарубина. – Иркутск: Облмашинформ, 2001.- С.200

6.      Пузанова, О.А. Экологическая оценка длительного техногенного воздействия на хвойные древостои Приангарья. /О.А. Пузанова //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук/ - Братск, 2005. - 24 с.

7.     Малышев Л. И., Пешкова Г. А. Особенности и генезис флоры Сибири. – Новосибирск: Наука, 1984. – 264с.

8.     Чжан, С.А. Современное состояние сосновых лесов Приангарья. / С.А. Чжан, Е.М. Рунова, О.А. Пузанова. – Успехи современного естествознания. – 2013, № 7. – с.52-53.

9.      Пешкова Г.А. Растительность Байкальской Сибири (Предбайкалье и Забайкалье) – Новосибирск: Наука, 1985. – 248 с.

10. Флора Сибири: в 14 т. – Новосибирск: Наука, 1988-2003.

11. Флора Центральной Сибири (под ред. Малышева Л.И. и Пешковой Г.А.) в 2-х томах.- Новосибирск: Наука, сиб. отд., 1979.-1048 с.

12.  Рунова, Е.М. Воздействие антропогенных факторов на древесно-кустарниковую растительность г. Братска /Е.М. Рунова, Л.В. Аношкина – Красноярск: Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010.- № 6. – С.76-81.