625.7

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

 

PROBLEM ACCESSIBILITY OF FOREST RESOURCES

 

Гребенюк А.Л., Гарус И.А. (ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск, РФ)

A.L. Grebenuk, I.A. Garus (The Bratsk state university, Bratsk)

 

Определены проблемы доступности лесных ресурсов для многолесного региона. Поставлены цели дальнейшего исследования и разработки адекватной модели с учетом отрицательных факторов. 

Dentified problems the availability of forest resources for multi-forest region. Objectives of further research and development of adequate models considering the negative factors.

 

Ключевые cлова: доступность лесных ресурсов, промышленная, экономическая транспортнаядоступность,  лесные дороги

Key words: availability of forest resources, industrial, economic transportationcost, forest roads

 

Доступность лесных ресурсов для промышленной эксплуатации является актуальной задачей экстенсивного развития экономики многолесного региона. Доступность можно разделить на три вида: промышленную,  транспортную и экономическую.

Экономическая доступность основана на доходности ресурсов.

Промышленная доступность  зависит от размещения лесопромышленных предприятий, предельной стоимости сырья и цены на конечную продукцию.

Транспортная доступность определяется плотностью транзитных путей, в число которых входят железные и автомобильные дороги регионального и федерального значения, судоходные реки. 

Лесные ресурсы Иркутской области довольно сильно разбалансированы, северная часть региона в полной мере пока не освоена в виду слабой развитой транспортной сети. Остальная структура лесов в процессе эксплуатации претерпела значительные изменения, особенно в районах с развитой промышленной структурой. Смена материнских древесных (хвойных) пород на вторичные (лиственные, малоценные породы) в период первичного промышленного освоения создала  разрозненность лесных участков, пригодных для пользования, c уменьшением их размеров. В связи с этим увеличивается проблема создания эффективной транспортной сети. Существующая сеть лесовозных дорог можно разделить на магистрали, ветки, усы. Большинство магистралей, соединяющих основные лесные массивы с транзитными путями, создавались круглогодового действия, что обеспечивало их устойчивость к погодным условиям и позволяло сохранить и уменьшить затраты на их восстановление при очередной эксплуатации. В не эксплуатационный период магистрали служат основными  транспортными сетями для выполнения лесохозяйственных мероприятий в лесных угодьях. Однако предприятия для ведения  лесного хозяйства в отрыве от лесозаготовительной деятельности в полной мере не могут выделять средства на строительство и содержание дорог. В результате данный вид дорог в длительном периоде приходит в негодность,  и возникает необходимость снова выделять средства на их создание (восстановление). В результате следует, что для данного вида дорог необходимо формировать фонды  для их содержания, строительства и ремонта. В итоге в рамках территории лесничества предприятия получат постоянную транспортную сеть, на базе которой можно будет в полной мере наращивать их длину и круглогодичную хозяйственную деятельность.

Значительную часть в инфраструктуре лесных массивов занимают ветки и усы. В основном данный вид дорог создают для зимней вывозки (зачастую без должного укрепления проезжей части),  по окончании пользования данные дороги остаются  не востребованными, в итоге приходят в негодность, зарастают и т.п. Для данного вида дорог необходимо предусматривать оптимальную эффективность заложения с привязкой их к лесным массивам, тяготеющим к эксплуатации в ближайшие годы, а также использовать новейшие технологии для их создания.

При расчетах потребного объема строительства лесовозных дорог для поддержания заготовки на проектном уровне формулы расчета в нормативно-справочной литературе приводятся для крупных концентрированных территорий,  которые используют при  первичной рубке. В них не учитываются изменения, прошедшие за период эксплуатации, т.е. большая разрозненность эксплуатационных территорий, их малый размер и экономическая доступность.

Проблемы,  с которыми встречаются все заготовительные предприятия, - это  несоответствия таксационных материалов существующим  натурным показателям лесных территорий, невозможность выполнить лесоводственные требования и др., в то же время выход качественной древесины в среднем составляет примерно 40%, что ведет к удорожанию продукции и увеличению затрат лесозаготовителей. В итоге предприятия ощущают недостаток требуемых по виду и качеству лесосырьевых ресурсов.

По результатам проведенного анализа проблем региональной доступности лесных ресурсов следует:

- проанализировать существующие технологии создания лесовозных дорог в особенности веток и усов с учетом местных условий;

- проанализировать затраты на создание различных видов лесовозных дорог;

- разработать алгоритм расчета дорожной сети с учетом выявленных отрицательных факторов.

 

Список использованных источников

1. Гребенюк А.Л, Гарус И.А. Современные решения  по устройству земляного полотна лесных дорог./ Актуальные проблемы лесного комплекса /под общей редакцией Е.А. Памфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 38. – Брянск: БГИТА, 2014. – с. 198 - 199