ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА ПОСТОВ ПО ДЕМОНТАЖУ ГРУЗОВОЙ ТЕХНИКИ

 

TOOLING POSTS ON THE DISMANTLING OF TRUCKS

 

Корчагин В.А. (ЛГТУ, г. Липецк, РФ)

Korchagin V.A.  (Lipetsk State Technical University)

Морозовский А.А.  (БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФ)

Morozovskiy A.A. (BSTU after V.G. Shukhov)

 

Рассмотрены вопросы быстрого и экономически эффективного проведения разборочных работ, на примере демонтажа кабины грузового автомобиля, предложена конструкция захватного устройства, описан принцип работы устройства

 

Considered the issues of fast and cost-effective manner разборочных works, for example, the dismantling of the cab of a truck, the design of the grasp, the principle of operation of device

 

Ключевые слова: кабина грузового автомобиля, демонтаж, конструкция, принцип работы

Key words: the cabin of the truck, demolition, construction, principle of operation

 

В связи с огромным ростом количества грузовой техники специального и общего назначения, эксплуатируемой на территории Российской Федерации, на сегодняшний день становится актуальным вопрос вывода из эксплуатации транспортных средств, завершивших свой срок службы. Утилизация является завершающим этапом жизненного цикла транспортного средства. Данной проблеме уделяется большое внимание  со стороны общественности, политики, представителей автомобильной промышленности и экологических организаций [1].

По этой причине в данной сфере необходимо производить научные исследования в области  ресурсосбережения, совершенствования  технологий  проведения разборочных работ, сбора и транспортирования вышедших из эксплуатации транспортных средств и их компонентов.

На сегодняшний день программа утилизации грузовой техники еще не запущена на территории РФ, в виду больших капиталовложений. Демонтаж и осушение транспортных средств происходит на станциях, неспециализированных для осуществления такого рода операций. Нередко разборка автомобиля происходит без использования специализированного инструмента, подъемного оборудования,  технологических карт по демонтажу.

С целью сокращения времени проведения разборочных работ необходимо использовать приспособления, позволяющие быстро и эффективно демонтировать узлы и агрегаты, кабины и кузова транспортных средств без их повреждения и предварительной полной разборки. Время, необходимое на разборку отдельных моделей утилизируемой техники, определяется особенностями их конструкции, расположением крепежных элементов и  их базовой оснащенностью [2].

На основе опытных исследований, проводимых на предприятиях сервисного обслуживания грузовой техники Белгородского региона, была рассмотрена технологичность операций по демонтажу кабин грузовых автомобилей. При проведении разборочных работ необходимо не только быстро, но и экономически эффективно произвести демонтаж кабины автомобиля, без повреждения проемов дверей и внутренней облицовки кабины. С этой целью происходила частичная разборка внутренних облицовок кабины и снятие дверей с разборкой внутренних панелей.

Применение технологичного подъемного оборудования позволяет снизить время необходимое на проведение разборочных операций. С этой целью предложена конструкция захватного устройства для кабин грузовых автомобилей (рис.1).

Рисунок 1 – Захватное устройство для кабин грузовых автомобилей

1 – корпус; 2, 3 – рычаги, 4 – отверстия, 5 – опорное плечо, 6 - упоры

 

Задачей модели является создание конструктивно простого устройства для подъема и опускания кабин грузовых автомобилей с сохранением ее конструктивной целостности, обладающее широкими функциональными возможностями [3].

Технический результат, достигаемый предлагаемой моделью, состоит в расширении функциональных возможностей устройства (устройство позволяет производить монтаж, демонтаж кабин грузовых автомобилей различной формы и размеров, без нарушения их конструктивной целостности) при обеспечении конструктивной простоты изготовления и повышении удобства эксплуатации устройства.

Захватное устройство для кабин грузовых автомобилей содержит корпус со сцепным элементом для соединения с подъемным механизмом, захватные рычаги с опорным и вспомогательным плечом,  прикрепленные к корпусу устройства винтами, отличающееся тем, что рычаги выполнены с возможностью перемещения относительно панели кабины по ширине и высоте, ограничитель выполнен в виде винта, установленного на корпусе с возможностью  фиксации захватного рычага в заданном положении,  корпус выполнен в виде профиля прямоугольного сечения, опорное плечо может быть выполнено с зацепом для удержания кабины, на конце которого устанавливают резиновые вставки для сохранения целостности проема кабины, упорный механизм устанавливают в центральной части захватного устройства с возможностью регулирования на  необходимую высоту в зависимости от высоты панели кабины.

Работает захватное устройство следующим образом.

В исходном положении захватные рычаги 2 и 3  прикреплены к корпусу 1 винтами. Захватное устройство опускают на кабину грузового автомобиля, после чего выставляют рычаги в определенное положение, в зависимости от ширины и высоты панели кабины. Рычаги устанавливают в проемы кабины (ближе к центру), двери кабины при этом открыты или сняты. Затем регулируют высоту упорного механизма 6 для предотвращения колебаний при подъеме кабины. По окончании транспортировки кабину опускают на платформу. Захватные рычаги выводят из проема кабины в результате ослабления винтов и смещения захватных рычагов.

Конструкция модели, обладая конструктивной простотой,  позволяет производить демонтаж кабин грузовых автомобилей различной формы и размеров без предварительной   разборки внутренних панелей, что упрощает технологический процесс разборочных работ, улучшает производительность труда и тем самым минимизирует временные и материальные издержки. Что позволяет ее использовать как на станциях сервисного обслуживания, так и  предприятиях, задействованных в процесс утилизации автомобилей.

 

Список использованных источников

1. Трофименко, Ю.В. Утилизация автомобилей: научная монография / Ю.В. Трофименко, Ю.М. Воронцов, К.Ю. Трофименко. – М.: АКПРЕСС, 2011. – 336 с.

2. Журилин, А.Н. Разработка ресурсосберегающей технологии утилизации автотракторной техники. Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук 05.20.03 – М.: МГАУ, 2010.

3. Патент 136033 РФ. Захватное устройство для кабин грузовых автомобилей // Морозовский А.А. Опубл. Б.И. в 2013.