УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЯГОВЫЙ МОДУЛЬ НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЯ МАЗ

 

Довгяло В.А., Ташбаев В.А. (БелГУТ, Гомель, РБ)

Dovgyalo V.А., Tashbaeu U.А. (Belarusian state University of transport)

 

Рассмотрены вопросы развития многофункциональных машин на комбинированном рельсо-колесном ходу и перспективы их использования на предприятиях Республики Беларусь.

The results of studying the modern level of multifunction machines on combined rail-wheel motion and its future trends for use in Republic of Belarus transport forces national economy enterprises has been considered.

 

Ключевые слова: машины, рельсо-колесный ход, подвижной состав

Key words: Мachines, rail-wheel motion, rolling stock

 

Одним из актуальных направлений развития путевой техники является создание машин на комбинированном рельсо-пневмоколесном ходу. Такой подвижной состав обеспечивает высокую мобильность и универсальность в эксплуатации, поскольку приспособлен к использованию различного технологического оборудования и может быстро заходить на путь и сходить с него в нулевых местах, где имеется доступ, благодаря чему не создает препятствий движению поездов.

У большинства крупных предприятий имеются на своей территории железнодорожные подъездные пути к цехам и складским помещениям. В процессе работы постоянно возникает необходимость в перемещении вагонов от одного цеха к другому, перегону вагонов в тупики и т.п. Обычно для этого применяют маневровые тепловозы. Однако тепловоз мало эффективен при работе с одним или несколькими вагонами, т.к. себестоимость его эксплуатации довольно большая. Снизить себестоимость маневровых работ на подъездных путях к цехам и складским помещениям позволяют машины на комбинированном (рельсово-автомобильном) ходу.

В вооруженных силах, службах ликвидации чрезвычайных ситуаций и железнодорожных предприятиях европейских стран в качестве базы для машин на комбинированном ходу обычно служат грузовые автомобили типа Unimog компании Mercedes-Benz [1]. В Республике Беларусь проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в данной области показали эффективность использования шасси МАЗ и МТЗ.

 Внедрение машин на комбинированном ходу представляет собой актуальную задачу, которая подтверждается мировой тенденцией создания ма­шин, имеющих широкие технологические возможности. Решение данной задачи возможно посредством постановки автомобиля на рельсово-автомобильный ход. Использование такого технического решения позволяет значительно снизить экономические затраты при производстве поездных и маневровых работ.

Результаты разработки данных машин показывают, что при постановке автомобиля  МАЗ-543302 на платформу от путевой машины АГД-1А (рисунок 1) возможно создание тягового модуля, позволяющего выполнять поездные и маневровые работы с 10 единицами железнодорожного подвижного состава полной массой поезда 800 т со скоростью до 40 км/ч.

Рисунок 1 – Общий вид тягового модуля:

1 – базовое шасси; 2 – коробка переключения передач; 3 – карданный вал;  4 – промежуточный вал; 5 – промежуточный редуктор;  6 – раздаточная коробка; 7 –ведомые валы раздаточной коробки;  8 – осевые редукторы

 

Преимущества данного тягового модуля по сравнению с традиционным подвижным составом железных дорог заключаются в существенном (кратном) сокращении расходов на его приобретение и текущее содержание. Узлы подвески и ведущего моста могут эксплуатироваться значительно дольше, чем на серийных автомобилях, так как локомобиль используется преимущественно на ровных автомобильных и железных дорогах с небольшими скоростями. Разработка тягового модуля не требует существенных экономических затрат, а замена локомотивного подвижного состава на тяговый модуль позволяет достичь значительного экономического эффекта.

Разработка на базе пневмоколесных машин специализированной техники посредством установки комбинированного рельсо-пневмоколесного хода и дополнительного оборудования для ремонта и содержания элементов пути, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, благоустройства территорий, обслуживания мостовых и тоннельных сооружений, как на автомобильных, так и железнодорожных коммуникациях, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, позволяет значительно снизить экономические затраты при производстве путевых, поездных и маневровых работ, расширить область применения существующего оборудования, что в сегодняшних экономических условиях является важным перспективным направлением.

 

Список использованных источников

1. Современное состояние и перспективы оснащения транспортных войск Республики Беларусь многофункциональными техническими средствами / В. А. Довгяло, Д. И. Бочкарев, Л. Б. Полянский // Международный научно-технический журнал «Механика машин, механизмов и материалов»  – 2007. № 1. – с. 32.