УДК 630*6

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

 

FINANCIAL MANAGEMENT OF THE FORESTRY: FEATURES AND PROBLEMS

 

Брезинская Л.В. (Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Brezinsky L.V.  (Siberian state aerospace University)

 

       В статье рассматриваются финансовые основы государственного управления лесным хозяйством. Даются рекомендации по повышению доходности отрасли.

 

      In this article financial bases of the government of   forestry are considered. The recommendations of increasing of profitableness of the branch are given.

 

Ключевые слова: лесничество, финансирование, система управления

Key words: forest area, financing, management system

 

Лесное хозяйство, являясь базовой отраслью лесного комплекса, имеет ряд особенностей. Специфика отрасли обусловлена различными факторами, основными из которых являются длительность периода воспроизводства и многообразие функций и полезностей леса. Особенности отрасли обусловили установление организационно-правовой формы предприятий лесного хозяйства, которые на протяжении истории существования Российской Федерации  остаются некоммерческими организациями.

Основным нормативным актом, регулирующим лесные отношения, является Лесной кодекс, который был принят в 2006 году. С его принятием отечественное лесное хозяйство перешло от отраслевого принципа управления к территориальному, так как полномочия по организации, планированию лесного хозяйства и лесопользования были переданы с федерального уровня   субъектам  федерации. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов стали лесничества и лесопарки [1].

Менеджмент лесного хозяйства и правовая форма учреждений определяют систему финансирования отрасли, которая включает элементы:  субвенции из федерального бюджета,  средства бюджета субъекта РФ и их распределение по лесничествам, субсидии, средства арендаторов, размещение заказов на конкурсной основе на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, доход от использования лесов и так называемые «иные источники».

Нами рассматривались вопросы финансирования лесного хозяйства на примере одного из типичных лесничеств, которое расположено в Красноярском крае [3]. Площадь лесного фонда  составляет около одного миллиона гектар,  доля покрытой лесной растительностью 81%, среднесписочная численность работников -20 человек, среднемесячная заработная плата 30 тыс. руб., значительные объемы лесохозяйственных работ на территории лесничества выполняют арендаторы.

 

Таблица  – Динамика экономических показателей за 2014-2015гг

Наименование показателя

Темп изменения

Отклонение

 тыс. руб.

Финансирование,  всего

1,4

4 864,6

в том числе:

субвенции из федерального бюджета;

 

0,9

 

-801,0

средства субъекта Российской Федерации;

-

-4 890,2

средства арендаторов;

0.8

-59,2

иные источники

353,3

10 570,0

Доход от использования лесов

1,5

5771,1

Доходы, всего

2,0

6 677,2

в том числе:

доходы от оказания платных услуг;

 

2,1

 

4 820,0

прочие доходы

1,9

1 857,2

Расходы, всего

1,2

1 817,0

в том числе:

фонд оплаты труда

 

1,1

 

755,1

Чистый операционный результат

-

4 438,6

Среднесписочная численность персонала,чел.

0,9

- 1

Среднемесячная заработная плата

1,2

4,6

 

Наибольший удельный вес в источниках финансирования деятельности лесничества в 2014 году занимали субвенции из федерального бюджета, которые составляли 53,4%. Их доля в 2015 г. снизилась до 32,4%   при резком увеличении иных источников  (таблица). Это связано с тем, что в течение рассматриваемого периода в Красноярском крае была проведена реорганизация лесничеств и изменена форма юридического лица. Казенное учреждение было преобразовано в бюджетное [4]. Это позволило им выполнять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на основе государственного задания, что до этого было запрещено законодательно. Лесничество в 2015году осуществляло 13 видов работ, в том числе наиболее субсидиемкими являются: искусственное лесовосстановление, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, обеспечение ведения государственного лесного реестра, приема лесных деклараций от лиц, использующих леса на землях лесного фонда на территории лесничества. Стоимость этих работ превышает стоимость работ, проводимых арендаторами на территории лесничества почти в четыре раза.

Позитивным результатом правовых реформ следует считать  получение впервые на протяжении последних 10 лет  положительного финансового результата. К отрицательным моментам надо отнести  значительное снижение рубок в молодняках. Эти рубки, как известно, не приносят доход, но имеют высокое экологическое значение.

Особое место в системе финансирования лесного хозяйства занимает лесной доход, то есть платежи в бюджеты разного уровня   за лесные пользования, установленные в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов. Величина лесного дохода изучаемого учреждения превышает объемы финансирования,  что характерно для многолесных районов Красноярского края. Связано это с тем,   что на территории лесничества  работают крупные арендаторы. Но для лесного хозяйства страны характерна обратная ситуация. Лесной доход значительно меньше совокупного финансирования отрасли, что определяет остаточный принцип ее финансирования.

Для лесничества считаем целесообразным, учитывая недостаточное финансирование отрасли, продолжить реализацию краткосрочной стратегии, направленную на увеличение дохода по приносящей доход деятельности. Например, по нашим расчетам организация сбора и переработки пищевых лесных ресурсов позволит увеличить доходы    учреждения до 15%.

 

Список использованных источников

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №265-ФЗ (с посл. изм. и дополнениями). Консультант Плюс.  [Электронный ресурс ]: справочная правовая система.

2. Регионы России. Социально-Экономические показатели. / М.: Росстат, 2014, 2015 .-1260 стр.

3. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2014году». -Красноярск, 2015.-294 с.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)  учреждении.   ФЗ от 08. 05.2010 №83-фз. (ред. от 29.12.2015).