УДК 005.523: 665.6 /.7

ФАКТОРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

 

FACTOR CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY DEVELOPMENT OF OIL AND GAS INDUSTRYIN PRIMORYE TERRITORY

 

Гурьева Е.Н., Сакерина К.А.

(Тихоокеанский государственный университет, г Хабаровск, РФ)

GurevaE.N., Sakerina K.A. (Pacific National University, Khabarovsk, Russia)

 

В статье рассмотрены вопросы современного развития нефтегазового комплекса в Приморском крае РФ в сопоставлении с экономическими, политическими, географическими и иными факторами, определяющими значимость его развития.

The article describes a contemporary development oil and gas industry in Primorye Territory of Russia in terms of economic, political, geographical and other factors that defining significance its development.

 

Ключевые слова: нефтегазодобыча, экспортно-импортные операции, эффективность развития, факторные характеристики.

Key words: oil and gas industйц2ry, export and import operations, development effectiveness, factor characteristics.

 

Географическое положение Дальнего Востока предопределяет особую роль региона в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском направлении. Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают около 20% грузооборота морских перевозок  России. Ведущую роль среди них играют транспортные узлы Приморского края, которые  обеспечивают выход к незамерзающему Японскому морю. Практически весь внешнеторговый оборот края приходится на четыре крупнейших государства Азиатско-Тихоокеанского региона: КНР, Республика Корея, Япония и США. Кроме того, дальневосточный регион, в частности Приморский край, имеет высокий рейтинг инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.  Так по экономическому положению считается, что г. Владивосток – третья после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга дипломатическая столица России, где решаются  экономические и политические проблемы развития  региона и государства, одна их которых добыча и реализация углеводородов.

Нефтегазовый комплекс, в этом контексте,  играет важнейшую роль в экономике Приморского края, где реализуются сейчас проекты таких крупных российских нефтегазовых компаний, как НК «Роснефть», ОАО АК «Транснефть» и ПАО «Газпром». Восточное направление транспортировки российского углеводородного сырья оказалось высоко востребованным, выгодным и рентабельным.  А Приморский край стал конечной точкой транспортировок по российской территории, следовательно, стали востребованы  как производственные мощности портов, так и необходимость строительства перерабатывающих производственных компаний.                                                                     

ОАО АК «Транснефть» реализует проект по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» с проведением реконструкции магистральных нефтепроводов. На участке «Сковородино - Козьмино» планируется увеличение пропускной способности нефтепровода до 50 млн. тонн нефти в год. Компанией предполагается  также строительство четырех нефтеперегонных станций, реконструкция трех нефтеперегонных станций, а также строительство резервуаров  на 100 тыс. куб. м для  хранения нефти [1].

      ПАО «Газпром» на данный момент на мировом рынке имеет долю объема производства  и реализации сжиженного природного газа  5%; цель компании увеличить свои объемы до 15% мирового производства [2]. Важным шагом к осуществлению предполагается реализация проекта «Владивосток-СПГ»,  в рамках которого планируется строительство в  Хасанском районе Приморского края (на полуострове Ломоносова, бухта Перевозная) завода по производству сжиженного природного газа, состоящего из трех технологических линий мощностью 5 млн. тонн СПГ в год каждая. Запуск первой линии планируется в 2018 г. [3].

Необходимо отметить, что в Приморском крае, в свою очередь, есть все предпосылки для разработки собственных  нефтегазовых месторождений. На  территории края выделяется ряд потенциально нефтегазоносных районов, расположенных, в основном, в пределах Ханкайской субпровинции и  Сихотэ-Алинской провинции. Однако, суровые природно-климатические условия и сложные горно-геологические характеристики  добычи полезных ископаемых в крае, а также недостаточная геологическая изученность в связи с низким уровнем финансирования приводят к малоэффективному использованию природных ресурсов. Но в рамках общей концепции развития нефтегазовых отраслей  Приморья это может быть предметом будущих исследований.

Охарактеризовать экономически обоснованно современные направления, вызовы и угрозы в развитие нефтегазовых предприятий  Приморского  края  можно на основе системного анализа, который даст возможность выявить наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на развитие и степень этого влияния. Одним из наиболее значимых анализов для такого случая является SWOT-анализ. При исследовании данного вопроса нами были рассмотрены  и проанализированы в динамике более двадцати технико-экономических и финансовых показателей состояния и развития Приморского края и для более двадцати показателей из этих характеристик проведен корреляционно-дисперсионный анализ. По результатам составлена матрица положительных и отрицательных факторов SWOT-анализа (табл.1). А также выявлены основные факторы развития отрасли в крае и даны аналитические характеристики полученным концентрированным начальным и конечным показателям

Как видно из сконцентрированных факторов в таблице 1 Приморье имеет реальные возможности активного промышленного роста в составе нефтегазового комплекса Российской Федерации. Стоящие перед ним угрозы – это современные реалии всего экономического развития нашего государства, т.е. Приморье работает в тех же условиях, что и любой другой регион РФ. Слабые стороны основаны в основном на    сложных горно-геологических условиях  добычи полезных ископаемых и суровых климатических условиях Дальнего Востока в целом, т.е. требуют высоких капитальных вложений, а следовательно, должны быть досконально предварительно изучены.

 

Таблица 1- SWOT-анализ развития НГК и его факторов в Приморском крае

Сильные стороны

Слабые стороны

-                    Растущий ВРП;

-                    Развитая транспортная сеть

-                    Заинтересованность крупных российских компаний в реализации проектов на территории Приморья;

-                    Наличие предпосылок для разработки нефтегазовых месторождений;

-                    Близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона;

-                    Выход к незамерзающему Японскому морю;

-                    Наличие крупных морских портов и удобных морских бухт;

-                    Прохождение по территории Приморского края нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», ведущего к нефтеналивному порту «Козьмино»;

-                    Наличие газопровода «Сахалин - Хабаровск – Владивосток»;

-                    Повышенный интерес государства к развитию Дальнего Востока;

-                    Снижение численности населения;

-                    Высокая степень зависимости от импорта машин и оборудования;

-                    Малоэффективное использование природного потенциала

-                    Сложные горно-геологическими условиями добычи полезных ископаемых;

-                    Суровые климатические условия;

-                    Снижение объема инвестиций в основной капитал, а также инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов;

-                    Экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков;

-                    Высокая затратность транспортировки товаров и услуг;

Возможности

Угрозы

-                    Высокая и увеличивающаяся потребность в топливно-энергетических ресурсах на рынках АТР;

-                    Увеличение доли РФ на рынке АТР;

-                    Запуск проекта «Владивосток-СПГ», как следствие реализация экспорта газа иностранным потребителям;

-                    Увеличение проектной мощности нефтепровода «ВСТО-2» до 50 млн. тонн;

-                    Запуск проекта «ВНХК» по переработке углеводородного сырья до 30 млн. тонн в год;

-                    Экономическая и технологическая возможность импортозамещения нефтегазового оборудования;

-                    Привлечение инвестиционного капитала;

-                    Усиление глобальной конкуренции, в т.ч. на рынках капиталов, технологий и рабочей силы;

-                    Введение санкций против России, установление запрета на импорт нефтегазового оборудования;

-                    Нестабильность на валютном рынке, увеличение курса доллара и юаня к рублю;

-                    Снижение мировых цен на нефть;

-                    Усиление техногенного воздействия;

-                    Изменение тарифной политики;

-                    Политические риски.

 

Одновременно, в соответствие с выводами системного анализа по совокупности сильных сторон и возможностей, Приморский край имеет ряд конкурентных преимуществ с позиции интеграции России на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Главный из них - выгодное географическое положение: близость к странам АТР и выход к незамерзающему Японскому морю. На территории Приморья расположены крупные морские порты, предназначенные для экспорта нефти и нефтепродуктов, в частности, нефтеналивной морской порт «Козьмино» - составляющий основной элемент системы сбыта нефти иностранным покупателям, т.к. он является конечным пунктом трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Основным видом экспорта нефтегазового комплекса Приморского края, как показал анализ,  является бункерное топливо. В 2016 году его экспорт через порт Козьмино должен составить 31 млн. тонн. Основными получателями нефти, экспортируемой через порт «Козьмино» в 2015 г. стали: КНР (48,3%), Япония (28,7%), Южная Корея (10,5%), США(2,3%), Сингапур(2,3%),Новая Зеландия (2,3%), Филиппины (1,9%), Таиланд (1,6%), Тайвань (1%), Малайзия (0,8%). Впервые получателем партии нефти ESPO из порта «Козьмино» стал Вьетнам (0,3%) [4]. Таким образом,  Козьмино на данный момент является основным экспортным руслом Приморского края, вторым по значимости является порт г. Владивостока, годовая пропускная способность которого на данный момент 750 тыс. тонн, а кроме того он получил статус «свободного порта». Вследствие того, что в настоящее время в Приморье основным экспортным нефтепродуктом является бункерное топливо, как было сказано выше, именно этот показатель рассматривался как результирующий в дисперсионно-корреляционном анализе. Основными факторными характеристиками для него стали пропускная способность порта, цена на нефть и курс доллара и юаня к рублю. Первый фактор характеризует производственные возможности имеющихся в Приморье мощностей и соответственно полностью зависит от работающих в регионе нефтяных и газовых компаний. Второй фактор характеризует экономико-политическую ситуацию на мировых нефтяных рынках. В этом факторе  отразились и конкурентные возможности и претензии нефтедобывающих государств, и текущее перепроизводство нефти в сравнении с реальными потребностями нефтепотребляющих стран, и политические формы давления на наше государство. Третий фактор является финансово-экономической характеристикой, которая отражает недостаточную устойчивость и эффективность отечественной экономики и как следствие неустойчивость российской валюты  на международных финансовых рынках.

Таким образом, показатели приведенного горизонтального анализа и факторного корреляционного приводят к одинаковым выявленным  характеристикам развития отрасли в крае. Первая обобщающая  характеристика, в виде совокупности показателей SWOT-анализа,  показывает , что все вместе взятые факторы определяют  развитие нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке, и в Приморском  крае в частности,  как проходящее  в сложных условиях. Но идеальные условия для развития вообще большая редкость, а среди сильных сторон Дальнего Востока есть активное внимание центрального правительства Российской Федерации, уже построенный нефтепровод и строящийся газопровод. Кроме того есть активная деятельность по  привлечению в восточные регионы финансового капитала, есть первые примеры проектного финансирования в нефтегазодобыче на Сахалине. По этой же схеме предполагается строительство объектов и в Приморье, где идет активный поиск инвесторов. Помимо общей характеристики, во многом связанной с политическими решениями правительства РФ, анализ выявил технико-производственную и финансово-экономическую. Здесь основными возможностями является приход на Дальний Восток, и в Приморье в частности, ведущих российских нефтегазовых компаний, а основными угрозами – сложной стагнационный период в экономике, отягощенный экономическими санкциями, а как следствие сложностями в приобретении или импортозамещении оборудования для нефтегазовых отраслей. Не менее важной факторной характеристикой является демографическая составляющая, в  соответствие с которой  на Дальнем Востоке решаются проблемы снижения оттока населения и возможности его увеличения за счет социальных программ, которые разрабатываются в настоящее время региональными правительствами, и некоторые уже начали действовать. Следовательно, рассмотренные аналитическими методами факторные характеристики не только значимы для развития нефтегазовых отраслей в Приморье, но и дают положительные результаты.

                      Список использованных источников

1. Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Реконструкция магистральных нефтепроводов Западной Сибири. Официальный сайтОАО «АК «Транснефть». Электронный ресурс: http://www.transneft.ru/about/projects/current/1204/ (дата обращения18.10.2016).

2. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2015 год «Сила в развитии».Официальный сайт ПАО «Газпром». Электронный ресурс: www.gazprom.ru. (дата обращения 17.10.2016).

3. «Владивосток-СПГ». Презентации. Официальный сайт ПАО «Газпром». Электронный ресурс:http://www.gazprom.ru/. (дата обращения 17.10.2016).

4. Порт Козьмино в 2015 году отгрузил 48% нефти в Китай. ТАСС. Электронный ресурс: http://tass.ru/tek/2585901 (дата обращения 19.10.2016).