УДК 338.2

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАЗИС МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

INFORMATION AND ANALYTICAL BASIS OF THE MODEL OF EVALUATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE

 

Кобзева Ю.А., Коломыцева А.О.

(Донецкий национальный технический университет, г.Донецк, ДНР)

 

В работе представлена многоуровневая система показателей оценки инновационного потенциала предприятия,  которая выступает в качестве основного информационно-аналитического базиса последующих процедур моделирования.

The paper presents a multi-level system of indicators of an estimation of innovative potential of the enterprise, which acts as the main information-analytical basis of subsequent modeling procedures.

 

Ключевые слова: инновации, потенциал предприятия, информационно-аналитическая модель оценки

Key words: innovation potential of the company, information-analytical assessment model

 

В настоящее время на повышение эффективности производственной деятельности любого предприятия, а также на повышение его конкурентоспособности оказывает огромное влияние инновационная деятельность. Что ставит перед предпринимателями задачу формирования и оценки потенциала инновационного развития, поскольку инновационный потенциал, то есть готовность предприятия осуществлять инновационную деятельность с целью экономического развития, является базой для успешного функционирования.

Актуальность данной темы состоит в том, что имеется, прежде всего, отсутствие единого подхода в оценивании деятельности предприятий, недостаточная теоретическая разработанностью проблемы и объективная потребность в изучении и разработки модели оценки инновационного потенциала. Целью работы является рассмотрение и изучение инновационного потенциала, разработка методических основ анализа и управления инновационным развитием предприятия, а также, методики оценки инновационного потенциала, обоснование эффективности предложенных мероприятий.

Проведённый анализ источников литературы [1,4], а также статистической отчетности предприятий, позволил выделить и сформировать следующее: инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.

Инновационный потенциал – это определенная характеристика способности экономической системы предприятия к изменению, улучшению, прогрессу на основе трансформации имеющихся ресурсов в новое качественное состояние.

Систему показателей, которая будет необходима при формировании методики оценки инновационного потенциала промышленного предприятия представим графически (рис 1).

 

Рисунок 1- Структурная схема инновационного потенциала

 

Подход в рассмотрении инновационного потенциала предприятия с позиций системного подхода, а не просто как набора ресурсов, позволяет глубже понять это сложное явление и выявить главную его особенность, которая проявляется в синергетическом эффекте, обусловленном внутренними взаимодействиями элементов системы. Это даёт возможность интегрировать разрозненные показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного  цикла, в целостную систему. [6]

Совокупность производственных показателей, как составляющих представлена на рисунке 2. Данная система производственных показателей является иерархической и состоит из 3 уровней. На третьем, самом верхнем уровне, находится показатель инновационной производственной деятельности [2]. На втором уровне находятся показатели, которые являются составляющими инновационного потенциала: кадровый, производственно- технический, информационный, организационно-управленческий, результирующий НТД. Соответственно, данные показатели определяются факторами, представленными на следующем, первом уровне иерархической системы, назовём их единичными факторам.



Рисунок 2 – Система показателей, характеризующих инновационный потенциал

 

Для построения модели необходимо определить механизм взаимодействия формализованных факторов. Для этого необходимо определить влияние основных факторов на отдельные величины модели.

Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия. Объективность оценки величины инновационного потенциала может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше показателей было определено количественно [5].

Для решения этой задачи составим простую схему взаимодействия факторов модели (рисунок 3),

где   ki   –   весовые   коэффициенты,   определяемые  экспертным путем.

Рисунок 3 – Структура инновационного потенциала предприятия

 

Отметим, что при оценке инновационного потенциала необходимо оценить и инновационный климат, условия которого могут оказаться решающими в процессе реализации инновационных целей. В связи с этим, определим инновационный климат как совокупность внешних условий, от которых зависит способность хозяйствующего субъекта реализовать свои инновационные цели

Этапы оценки инновационного потенциала предприятия:

1.      Расчёт единичных показателей, проведение анкетирования, экспертная оценка

2.      Балльная оценка единичных показателей

3.      Расчёт структурных показателей

4.      Расчет интегрального показателя инновационного потенциала предприятия.

Выводы

Таким образом, результаты проделанных исследований позволяют оценить уровень инновационного потенциала субъектов, что, в конце концов, дает возможность управлять эффективностью и принимать обоснованные стратегические решения. Разработанная методика оценки инновационного потенциала позволяет использовать ее и в предприятиях разных отраслей деятельности, а также проводить мониторинг уровня инновационного потенциала, что дает возможность осуществлять контроль и совершенствовать систему управления для обеспечения их эффективного инновационного прогресса.

Список использованных источников

1.    Загорна Т.О, Удалих О.О. Управління потенціалом підприємництва. Навчальний посібник. – Киев: центр навчальної літератури, 2006. – 362с.

2.    Беляева Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оценки инновационного потенциала : автореф. дис. канд. экон. наук / Е.С. Беляева. – Барнаул, 2007. –  16 с.

3.    Едисеева Т.О. Управление формированием инновационного потенциала промышленных предприятий : автореф. дис. канд. экон. наук / Т.О. Едисеева. – Якутск, 2006. – 16 с.

4.    Кресс В.М., Грачев В.А. Законодательное обеспечение научно- технического прогресса на современном этапе // Экономика и управление.  –  1997. – № 1-2.

5.    Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий. // Менеджмент в России и за рубежом. – № 3. – 2000. – 234c.

6.    Тодоссийчук А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации: Учебное пособие / А.В. Тодоссийчук.  -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.