УДК 338.1

АНАЛИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ANALYSIS OF WAYS OF INCREASE OF PRODUCTIVITY OF INNOVATIVE ACTIVITY

 

Ларичева Е.А. (Брянский государственный технический университет, г. Брянск, РФ)

Панина И.С. (БФ Российский экономический университет им. В.Г.Плеханова, РФ)

 

Laricheva E. A. (Bryansk state technical University, Bryansk)

Panina I.S. (Plekhanov Russian University of Economics)

 

Статья посвящена путям повышения продуктивности инновационной деятельности.  Выделены ключевые факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности в стране, рассмотрены пути воздействия на  отдельные факторы.

The article is devoted to ways of increasing the productivity of innovative activities. The authors identified the key factors influencing the development of innovation activities in the country, the ways of influence on individual factors.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность; факторы, влияющие на инновационную деятельность, развитие креативности в обществе; уменьшение цифрового раскола; развитие предпринимательских навыков у населения.

Key words: innovation; factors influencing innovation, development of creativity in society; reducing the digital divide; the development of entrepreneurial skills among the population.

 

На сегодняшний день инновационная деятельность в России переживает некоторое сокращение с точки зрения численности предприятий и работников, в них занятых. То есть снижается предпринимательская инициатива в области разработки и внедрения инноваций. Однако возрастает результативность деятельности. Растёт число инновационных товаров, разработанных передовых технологий, нанотехнологий. Таким образом, можно сказать, что происходит некоторая интенсификация, перестройка инновационной деятельности в стране.

Тем не менее, наблюдается неравномерность инновационного развития регионов России. Диагностированное ухудшение инновационной ситуации в некоторых регионах (например, в Брянской области) происходило не скачкообразно, а постепенно, следовательно, оно не связано непосредственно с ухудшением внешнеэкономической ситуации России, начавшейся с 2014 года, а обусловлено влиянием значительно большего комплекса факторов.

Развитие общества, науки и техники невозможно без постоянного научного поиска, разработки и внедрения инноваций во всех сферах жизни. Инновационное развитие определяется целым комплексом условий и факторов. Традиционно их можно проанализировать по группам: политико-правовые, экономические; социально-демографические, технико-технологические и экологические. Однако из всего многообразия факторов можно выделить те, которые, на наш взгляд, непосредственно влияют на становление инновационной деятельности. Рассмотрим данные факторы (рис. 1): устойчивость социальной системы; образование; наука; предпринимательство. Следовательно, воздействие на них (и входящие в них подфакторы) напрямую или опосредованно окажет влияние и на результативность инновационной деятельности.

В данном случае под социальной системой понимается целостное единство людей, их взаимодействий, взаимоотношений и связей. По мнению И.В. Дёмичева [1] устойчивой является социальная система, способная сохранять и воспроизводить свою целостность при внешних воздействиях, внутренних сбоях, и с течением времени и оставаться самотождественной при изменениях своих форм.

Для поддержания устойчивости необходимы скрепляющие элементы: некоторый уровень культуры, образования, социальных гарантий. Без достижения определённого уровня общественной устойчивости каждый член системы будет думать о собственном выживании, а не о деятельности на благо общества, и тем более не об инновациях.

Должный уровень образования обеспечивает готовность населения к восприятию инноваций. Устойчивость научного развития зависит от непрерывного обновления знаний, навыков и умения ими распоряжаться, то есть от качества образования в широком смысле этого слова (от квалификации, культуры, творческих способностей, предпринимательских навыков, формирования менталитета создателя и т.д.) [4,  с. 43]. Образованный человек шире видит перспективы внедрения научных разработок, и чаще сам способен к научно-техническому творчеству.

Научные результаты рано или поздно обязаны получать практическое воплощение и коммерциализироваться, находить потребителей. Это невозможно без включения в общую схему предпринимателей. Заинтересованность предпринимателей во внедрении инноваций определяется как степенью конкуренции и финансовыми возможностями, так и уровнем инновационной культуры самих предпринимателей, коллективов их предприятий, так и общества в целом.

Таким образом, все эти факторы тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние.

 

Рисунок 1 – Ключевые факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности в стране

 

Далее рассмотрим отдельные аспекты, которые, на наш взгляд, с каждым годом приобретают значительное воздействие на общество, и, в частности, на инновационную деятельность. И выделим пути воздействия на них в целях повышения продуктивности инновационной деятельности.

I. Развитие креативности в обществе – главная предпосылка научно-технического творчества и создания инноваций.

Первым и самым главным условием для создания инноваций является способность творить, создавать нечто новое. То, то всё чаще именуется словом креативность. Всё больше работ посвящено так называемой  «креативная экономике» [3]. Она предполагает развитие инновационных, междисциплинарных стратегических проектов, решение возникающих задач при помощи нестандартных методов как залог успешности развития новой экономики. Креативная экономика включает в себя три составляющих – креативный город, креативный класс и креативную индустрию [6, 7, 8]. Эти три составляющих предполагают:

 - создание максимально удобной городской среды для творчества, общения;

 - помощь и поддержку так называемого «ядра креативного класса» - людям, занятым в научных и технических сферах деятельности, архитектуре, дизайне, образовании, музыке, индустрии развлечений; именно эти люди создают (или способствуют созданию) новых креативных идей, технологий;

 - поддержку креативных индустрий (программирования, сферы НИОКР, индустрии креативного содержания, таких как литература, кино или музыка, ремёсла, реклама), которые производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и  оригинальных разработок.

Креативность, а проще говоря, творческая составляющая человеческой жизни постоянно преображает её, вносит изменения, порой незаметные на первый взгляд, порой скачкообразные.

Для создания инновации необходимы несколько составляющих, среди которых: видение; творческий настрой и намерение прийти к увиденному результату, проработка путей достижения поставленной цели; установленные временные рамки осуществления задуманного;  возможно, единомышленники – те, кто разделяют идею и помогают в её осуществлении; к тому же никакая идея не может зародиться изолированно от внешней среды;  финансовые средства (которые могут предоставить люди, разделяющие идею).

Как видно, успешность создания инноваций зависит от исследователя и последователей его идеи, которых он, благодаря развитию коммуникаций, теперь способен отыскать в любом уголке мира. Д. Хокинс [8] выдвигает следующий постулат: «Новая экономика – это творчество плюс электроника».

Если рассматривать инновации, как овеществлённый и коммерциализованный продукт творческого труда, то легко выделить их формулу [5]:

Новые знания, инновации = Знание + Творческий порыв

Казалось бы, знание возможно обеспечить через мотивацию к обучению и повышение качества обучения, определяет рамки креативности. Но не всё так просто.

Современное глобальное общество накладывает на индивида определённые ограничения в получении знаний. С одной стороны существует система учебных заведений, учебная и научная литература. С другой стороны – СМИ и интернет, как безразмерный источник различного рода информации.

В ходе творческого поиска могут возникнуть две крайности: «полное погружение в информацию», когда человеку кажется, что вот-вот он натолкнётся на нужное, верное, более правильное. Он ищет и не может остановиться в поиске. А когда находит, кажется, нужное, дельное – не может критически оценить результат своего труда. Либо ограничивает поиск интернетом, считая, что там есть всё, нужное для творческого поиска. Обе эти крайности вредят индивидуальному творческому процессу.

И другая крайность – «интоксикация от информации», «информационное отравление». Человек так пересыщается различными сведениями, фактами, что теряет уверенность в собственных силах, в способности создать нечто стоящее.

Для преодоления негативных моментов, а также для развития второй части формулы инноваций – «творческого порыва» следует заботиться об экологии мышления. На наш взгляд, это возможно при помощи повышения уровня общей и инновационной культуры в обществе.

II. Снижение негативных моментов информатизации общества и уменьшение влияния цифрового раскола

Развитие информационно-коммуникационных технологий требует от человека новых навыков и умений, при этом возрастает и скорость обмена информацией, увеличивается объём потребляемых индивидуумом данных. Многая получаемая нами информация быстро устаревает, и мы учимся забывать ненужное.

Постепенно меняется система мышления, когда система ценностей адаптируется под информационную среду, и отношение к человеку формируется в зависимости от степени его компетентности. Возникает так называемый «цифровой раскол» [2], означающий информационное неравенство и нарастающий конфликт между знанием и некомпетентностью.

Линии информационного раскола заметны на карте информационно-развитых и информационно отсталых стран. Линии проявляются в обществе одной страны и даже населённого пункта. Пока глубина раскола некритична. Интернетом пользуются не все, не всем он необходим по работе. Но сам интернет существует менее полувека. А, следовательно, находится только в самом начале своего развития.

Чтобы избежать цифрового отставания отдельных стран и населённых пунктов (особенно в России), следует менять систему образования.

III. Развитие предпринимательских навыков у населения. Поддержка коммерциализации инновационных разработок через поддержку малого инновационного предпринимательства

Часто возникает ситуация, когда инноватор способен и готов реализовать свою разработку только самостоятельно или через близких знакомых. Сотрудничать со средними и крупными компаниями мешает ряд факторов: недоверие компаний к мелким исследователям, боязнь разработчика лишиться своей разработки, нехватка опыта, знаний и предпринимательских навыков. Для преодоления подобной ситуации необходимо, на наш взгляд, формировать сообщества предпринимателей, в которые волен прийти любой инноватор и предложить на общий суд результаты своего интеллектуального труда, получить конкретные советы по коммерциализации, либо предложения о сотрудничестве.

На наш взгляд, реализация данных рекомендаций позволит увеличить число инновационных разработок и повысить процент их коммерциализации.

 

Список использованных источников

1.    Дёмичев, И.В. Устойчивость социальных систем: автореф. дис… канд. филос. наук/ И.В. Дёмичев. – Уфа, 2011. – 19. - http://cheloveknauka.com/ustoychivost-sotsialnyh-sistem

2.    Жеребин, В.М. Цифровой раскол как новый фактор социальной стратификации / В.М. Жеребин, О.А. Алексеева, Н.А. Ермакова // Вопросы статистики. – 2015. - №5. – С. 35-47.

3.    Каменсиких, М.А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики в США или России / М.А. Каменсиких // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. - №20. – С. 16-20

4.    Красильникова, Е.В. Образовательные факторы и качество менеджмента – детерминанты инновационного развития и устойчивости экономических систем / Е.В. Красильникова, А.А. Никонова // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. - №33. – С. 38-55.

5.    Ларичева, Е.А. Некоторые аспекты становления креативной экономики / Е.А. Ларичева // Проблемы современного антропосоциального познания: сб. ст. / под общей ред. Н.В. Попковой. – Брянск: БГТУ, 2015. – Вып. 12. –  211 с.  - С.163-166.

6.    Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. - М.: Классика-XXI, 2011. — 400 с.

7.    Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.:  Классика-XXI, 2007. - 432 с.

8.    Хокинс, Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. - М.: Классика-XXI.2011 - 256 с.