УДК 656.079

 

СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СУПЕРМАРКЕТА «АШАН»

 

Марковская Э.В. (Сибирский государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск, РФ)

Markovskaya E.V.  (Siberian state aerospace University)

 

В статье проведен анализ современного состояния ассортиментной политики. Предложены методики управления ассортиментом предприятия.

The article analyzes the current state of assortment policy. It offers a range of management techniques enterprise.

 

Ключевые слова: ассортимент, широта, насыщенность, глубина, товары

Key words: range, latitude, saturation, depth of products

 

Создание инструментария управления ассортиментом, направленного на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования предприятия, должно базироваться на целенаправленных исследованиях вопросов управления ассортиментом с учетом специфических особенностей предприятия [2].

Супермаркет АШАН - это современный торговый дом почти с полувековой историей.  Супермаркет делает все возможное, чтобы ежедневно радовать 20 тысяч посетителей широким выбором хороших товаров.  Как всегда качество товаров в супермаркете — отменное, цены - умеренные, обслуживание — безукоризненное.

В целях более глубокого и подробного изучения товарного ассортимента супермаркета каждая из 15 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками.

Ассортиментная группа «молоко и кисломолочные продукты» разделена на восемь ассортиментных подгрупп. Широта, насыщенность и глубина группы товаров «молока и молочных продуктов» представлены в таблице 1.[1]

 

Таблица 1 – Широта, насыщенность и глубина ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» [1]

Широта

Насыщенность

Глубина

1

2

3

1. молоко коровье

8  

22

2. сливки

 

2

3. кисломолочные продукты

 

12

4. сметана

 

4

5. творог и творожные продукты

 

6

6. мороженое

 

18

7. сыры

27

97

8. молочные консервы сгущенные

3

4

 

Как показал анализ (таблица 1), насыщенность ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент сыров - 27 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сгущенных молочных консервов — 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, а из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану.

Вторая  ассортиментная группа «рыба и морепродукты» представлена в супермаркете «Ашан» 5 ассортиментными подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты.

 

Таблица 2 – Широта, насыщенность и глубина ассортиментной группы «рыба и морепродукты» [1]

Широта

Насыщенность

Глубина

Рыба

5

8

Рыбные консервы

7

6

Рыбные пресервы

8

12

Икра рыб

3

10

Нерыбные морепродукты

5

12

 

Анализируя таблицу 2 можно сказать, что самым насыщенным в этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который представлен 8 торговыми марками в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (12 разновидностей продукта), а также ассортимент рыбных консервов (7 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 3 марки этого продукта). Несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 5 торговыми марками, а глубина составляет 12 разновидностей.

Ассортиментная группа «сахар» имеет насыщенность, состоявшую из двух видов сахар-песок и сахар-рафинад. То есть данная ассортиментная групп является насыщенной. Глубина составляет 4 разновидности данного продукт, (таблица 3).

 

Таблица 3 – Насыщенность и глубина ассортиментной группы «сахар» [1]

Насыщенность

Глубина

Сахар-песок

1

Сахар-рафинад

3

       

Следующая ассортиментная группа «кондитерские товары» имеет широту – 6 ассортиментных подгрупп (таблица 4)

 

Таблица 4 – Широта, насыщенность и глубина кондитерских товаров [1]

Широта

Насыщенность

Глубина

Фруктово-ягодные изделия

7

6

Карамель

5

6

Шоколад и како-порошок

8

12

Мучные изделия

36

109

Конфеты

36

63

Халва

2

10

 

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 94 торговые марки, а глубина — 206. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный  ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет.

Глубина составляет 14 разновидностей товаров данной ассортиментной группы. В таблице 5 представлены широта, насыщенность и глубина каждой подгруппы «зерномучные товары».

 

Таблица 5 – Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы «зерномучные товары» [1]

Широта

Насыщенность

Глубина

Крупы

16

28

Мука

10

24

Хлеб

3

5

Булочные изделия

6

24

Макаронные изделия

12

27

Бараночные изделия

2

5

Сухарные изделия

1

2

 

Высокая насыщенность (24 марки) и глубина (32 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента пищевых концентратов быстрого приготовления, которые в связи с ускоряющимся темпом жизни становятся более популярными среди потребителей.  Не менее насыщены ассортименты макаронных изделий, крупы и муки.

          Широта, глубина и насыщенность остальных ассортиментных групп представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Основные элементы ассортиментных групп и их показатели [1]

Ассортиментная группа

Широта

Насыщенность

Глубина

Мясо и мясные товары

6

48

37

Г рибы

1

18

10

Свежие плоды

1

23

12

Свежие овощи

1

15

9

Переработанные плоды и овощи

2

30

24

Детское питание

3

38

49

 

Наиболее широк ассортимент мяса и мясных товаров, включающий в себя мясо разных видов, колбасные изделия, мясные консервы, различные полуфабрикаты.

На основе проведенного исследования предложены рекомендации по формированию товарного ассортимента супермаркета «Ашан».

1. При формировании ассортимента необходимо провести исследования в области событийного маркетинга. Это поможет понять культуру потребления и выявить долгосрочные и сезонные тенденции.

2.   Включить в ассортимент услуги по круглосуточной доставке продуктов питания с использованием телефонной связи или Интернет-магазина, внедрить систему дисконтных карт.  

3.   Необходимо разрабатывать и проводить специальные программы по подготовке торгового персонала, непосредственно контактирующего с покупателями.

4.   В качестве базового ассортимента необходимо придерживаться продуктов питания среднего ценового диапазона, уделяя особое внимание их качеству и внешнему виду.

5.   В каждой ассортиментной группе товаров супермаркета необходимо определить базовый продукт, который удовлетворяет основные запросы покупателей и соответствует их представлениям о соотношении цена/качество.  

6.   Ассортиментные группы - молочные, мясные, вкусовые, зерномучные товары - необходимо диверсифицировать, то есть расширять их ассортимент, предлагая новые виды, разновидности, новинки, так как данные продукты наиболее потребляемы и востребованы.

7.   По товарным группам, имеющим малую оборачиваемость (овощи, фрукты, детское питание, переработанные плоды и овощи, грибы), необходимо тщательно проанализировать целесообразность их наличия и принять решение о сокращении их ассортимента по основным показателям для того, чтобы избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию убыточных продуктов и освободить торговые площади для ходовых товаров.

10. Для получения своевременной информации о продаваемых продовольственных товарах необходимо использовать последние информационные технологии, иметь доступ к информационным базам «Интернет» и активно пользоваться информацией штрих-кодов (особенно при закупе импортных продуктов). Оборудовать торговый зал сканерами, связанными с головным компьютером супермаркета «Ашан», который будет оперативно отслеживать объемы продаж конкретных продовольственных товаров, давая информацию, необходимую для формирования ассортимента той или иной товарной группы, а также поможет значительно сократить издержки, связанные с товарооборотом.

Список использованных источников

1.      Официальный сайт супермаркета «Ашан» - https://www.auchan.ru/

2.      Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.